Во всей Польше проходит бессрочная забастовка учителей, которая началась 8 апреля, а сам конфликт вокруг учительских окладов тянется еще с прошлого года. Интересы педагогов на переговорах с правительственной стороной с начала представляли три профсоюза – Союз польских учителей, Форум профсоюзов и профсоюз «Солидарность». В ходе длительных переговоров правительственной стороне, которую представляет вице-премьер Беата Шидло, удалось достичь соглашения с «Солидарностью». Соглашение предвидит, прежде всего, повышения зарплаты на 9,6% с сентября 2019 года, в результате чего зарплата учителя стажера составит 2860 злотых (около 665 евро), что на 198 злотых больше нежели ранее, а дипломированный педагог будет получать 3815 злотых (около 885 евро), что означает повышение оклада на 271 злотый. Союз польских учителей, который является движущей силой протеста, требует повышения зарплат на 30% c января 2019 и на очередных 30% c сентября текущего года. До этого Союз польских учителей требовал повышения зарплат не менее, чем на 1000 злотых, то есть около 225 евро.
Забастовка учителей началась накануне выпускных экзаменов в школе, которые начались в среду 10 апреля. По заявлению Беаты Шидло экзамены вне угрозы поскольку на призыв правительства помочь в проведении экзаменационной сессии откликнулись, имеющие соответствующие полномочия и педагогическое образование. В Центральной экзаменационной комиссии подтвердили, что в подавляющем большинстве польских школ экзамены проводятся согласно графику.
В свою очередь Славомир Броняж, председатель Союз польских учителей, заявил, что учителя готовы к новым переговорам по зарплатам.
Ситуацию с бессрочной забастовкой учителей и их конфликт с Минобразования в эфире Польского Радио прокомментировал профессор Михал Кляйбер, бывший президент Польской Академии Наук и экс-министр образования:
Мы все переживаем эту ситуацию, и, с одной стороны, у нее свои глубокие причины. Думаю, сегодня ни у кого в Польше нет сомнений относительно того, что учителя зарабатывают слишком мало, а это влияет на их не слишком высокий престиж. Ситуация учителей в Польше существенно хуже, чем в других странах, которые я знаю, и которые могли бы быть хорошим примером для нас. Несомненно, это необходимо менять. Мне кажется, что этот взгляд стал взглядом общим для нас всех.
В тоже время, есть вторая сторона медали, а именно - выбор способа борьбы за улучшение ситуации учителей. Должен сказать, что если речь идет о ситуации учителей, то я считаю ее плачевной, но и методы борьбы за ее улучшения, как по мне, еще более плачевны. По моему убеждению, такого рода методы нельзя использовать для того, чтобы менять положение учителей. И что меня особенно беспокоит, так это то, что на данный момент я не вижу быстрого выхода из сложившейся ситуации, что крайне необходимо, исходя из потребностей учащихся.
В понедельник, 8 апреля, Славомир Броняж, глава Союза польских учителей заявил, что если правительство, считает, что проблема в нем, то он может отойти в сторону и тогда правительство сможет вести переговоры с 600 тысячами педагогов. Профессор Кляйбер считает такие заявления безответственными:
Это парадоксальное заявление, уже абстрагируясь от того, что если, кто-то хочет отойти в сторону, то это делает, а не говорит, что может это сделать. Дело зашло так далеко, что Броняж должен довести его до конца. Только вот у меня складывается впечатление, что господин Броняж не знает, как закончит этот спор. По моему мнению, эти, уже сейчас символические, 17 млрд злотых, которые господин Броняж требовал для учителей, с самого начала были нереальной суммой. Поэтому должен быть какой-то план Б, который бы позволил выйти из ситуации, после того, когда будут получены некие уступки со стороны правительства перед лицом, как я уже сказал, справедливых требований. Уступки, которые были бы хорошим сигналом для будущего. К сожалению, сейчас не видно, чтобы была воля завершить данный конфликт. Что в свою очередь, принимая во внимание биографию господина Броняжа и его деятельность в предыдущие годы, свидетельствует о том, что здесь играет очень сильную роль политический контекст. Это очень прискорбно. К сожалению, я вынужден об этом сказать и всегда говорю, что мы себе не отдаем отчет в том, как вредит разного рода важным польским делам наш политический конфликт. Мы часто его воспринимаем в категории эстетики, в том смысле, что это политики грызутся, используя нелицеприятные слова. Тем не менее политический конфликт имеет влияние на разные сферы, что тормозит наше развитие. По моему мнению, забастовка учителей это пример такой ситуации.
Сложно не заметить, что так важный вопрос как финансирование польской школы является только частью большей проблемы. Ведь если учителя хотят иметь авторитет среди учеников, то это достигается не только посредством зарплат, но и позицией учителя. Многие обозреватели обращают внимание, что в Польше в течение десятилетий имела место пауперизация учителей и снижения уважения к профессии учителя. Михал Кляйбер частично разделяет такое мнение:
Безусловно, в этом, что-то есть. Это, возможно, более широкий процесс и необязательно только польский, но в Польше он особенно заметен. Однако, надо сказать, размер зарплат имеет свое значение. Ведь низкий престиж учительской профессии влияет на то, что люди у которых возможно есть призвание быть педагогами, не желают работать учителем. Поэтому учителя не являются интеллектуальный элитой, которой, по моему убеждению, они должны быть. Мы годами говорим о шахтерах, разного рода службах, о фермерах и других, но, по-моему, может это прозвучит наивно, возможно, профессия учителя является самой важной. Это будущее нашей страны. Меня просто потрясает, как мало мы заботимся об этой социальной группе. Но я надеюсь, что после опыта конфликта учителей и Минобразования, после забастовки ситуация изменится к лучшему. Есть четкие сигналы. В то же время сейчас самое главное - прекратить конфликт.
Экс-министр образования убежден, что после завершения забастовки учителей и прекращения конфликта вокруг учительских окладов школьное образованию ждут системные изменения:
Я считаю, что реформа образования, которая была необходимой, пошла далеко. Есть целый ряд новых решений. Тем не менее, она не коснулась всего того, чего должна была коснутся. У меня есть замечания к ее програмным рамкам, но там должно быть прописано постоянное увеличение зарплат, что позволило бы профессии учителя пользоватся необходимым престижем. Все таки оплата труда является в этом плане существенным элементом.
PR1/no