Президент Грузии Саломе Зурабишвили, пребывавшая на прошлой неделе с визитом в Польше, посетила Институт востоковедения Варшавского университета и прочла лекцию для студентов.
Директор Центра Восточной Европы Ян Малицкий и сотрудник Центра Восточной Европы факультета востоковедения Давид Кольбая встретили главу грузинского государства перед Дворцом Потоцких в польской столице.
В ходе лекции президент выделила приоритеты внешней политики Грузии и рассказала о европейской и евроатлантической интеграции Тбилиси:
Восстановив независимость в 1991 году, Грузия постоянно стремится обратно в Европу. Все грузинские правительства заявляли о намерении присоединиться к Европейскому союзу, к НАТО. Они относились к этому как к одному из главных направлений развития страны. С 2004 года, после длительного правления Эдуарда Шеварнадзе и Революции роз, этот процесс ускорился. На самом деле, за последние 15 лет Грузия совершила чрезвычайный прогресс на своем пути в ЕС, и он постоянный. Наше стремление стать членами ЕС и НАТО никогда не ослабевало. Мы первые были приняты в Европейскую политику соседства. Сейчас это кажется очень логичным, но в то время это не означало, что Грузия будет принята.
Директор Центра Восточной Европы Ян Малицкий (впереди справа) и сотрудник Центра Восточной Европы факультета востоковедения Давид Кольбая (сзади справа) приветствуют президента Грузии Саломе Зурабишвили (слева). facebook.com/StudiumUW
Саломе Зурабишвили отметила, что проект «Восточное партнерство», инициаторами которого 10 лет назад выступили Польша и Швеция, положительно повлиял на европейскую интеграцию Грузии:
Благодаря польской и шведской поддержке мы стали членами «Восточного партнертсва». В этом году мы празднуем 10-летие этой программы. Благодаря членству в этой инициативе Грузия подписала Соглашение об ассоциации с ЕС, Договор о зоне свободной торговли, был либерализирован визовый режим. Это физически приблизило нашу страну к Евросоюзу.
Длительное время Россия и Турция были нашими основными торговыми партнерами. Если я не ошибаюсь, то в прошлом году впервые ЕС, не как одна отдельная страна, а как единое целое, стал партнером Грузии номер один. Это очень важно, хоть я и не экономист, но я думаю, что экономика должна поддерживать нашу политическую ориентацию.
Мы продолжаем двигаться в этом направлении. Грузинское законодательство стремится к европейским стандартам. Пока Тбилиси еще не признан кандидатом. Это происходит по разнообразным политическим причинам. Мы бы хотели сотрудничать с Европейским союзом для того, чтобы улучшить различные аспекты, которые важны для членства.
Саломе Зурабишвили отметила, что после введения безвизового режима со странами Европейского союза множество грузин покидают свою Родину:
Если мы посмотрим на структуру миграции, то становится понятно, где больше всего хотят жить грузины – в Европейском союзе. Конечно, одновременно это наша слабость, потому что жители нашей страны легально покидают ее территории. Происходит утечка кадров. Это не полностью положительное явление, поэтому правительству приходится работать еще больше. Единственная возможность остановить миграцию грузин в ЕС – сделать так, чтобы в Грузии была Европа. Поэтому мы так усердно работаем, а не только потому что мы хотим стать членом Евросоюза. Если нам удастся достичь такого же уровня жизни, безопасности, труда, окружающей среды и других сфер, то нам удастся замедлить миграцию. Конечно, люди всегда будут выезжать из страны, Грузия – открытое государство, никто не может этому препятствовать. Мы долго жили за занавесом и за закрытыми границами, наше правительство не хочет, чтобы населению вновь пришлось это пережить. Поэтому свободное передвижение очень дорого для каждого грузина. Однако мы должны создать более привлекательные условия в Грузии, чтобы людям не приходилось ехать в Европу в поисках лучшей жизни. Европа должна быть привлекательной по другим причинам, а не только для миграции.
Президент Грузии прокомментировала грузинско-российские отношения:
Что важно в наших отношениях с Россией сегодня, так это то, что для большинства жителей нашей страны Москва больше не существует. Для молодых грузин так точно. Молодое поколение практически не говорит на русском языке. Это явление не несет в себе только положительные стороны, потому что не всегда хорошо терять умение - знание иностранного языка, который позволяет общаться с людьми другой национальности. Однако это показывает наше намерение, я бы хотела подчеркнуть именно это.
Грузины не выезжают в Россию. Студенты не едут учиться в Россию. Если кто-то из грузин и мигрировал в Россию, то в большинстве случаев это те жители, которые проживали после распада Советского Союза в России, в Москве. Сейчас большинство людей предпенсионного возраста возвращается в Грузию.
Более важно то, что Тбилиси не доверяет Кремлю и не поддерживает с ним никаких связей, которые должны быть между соседями. То, что мы получили от России – это не только война, но также и давление. Часть нашей территории оккупирована. У нас есть оккупационная линия, которая постоянно перемещается. На нашей территории, в оккупированных районах, есть военные базы. Нас запугивают. Совсем недавно в ответ на военные учения НАТО на нашей территории мы получили угрозы от российских властей.
Сами по себе оккупированные территории, отношение к населению этих районов, руссификация – все эти составляющие, общее отношение России к Грузии, конечно, это не положительное явление.
Саломе Зурабишвили подчеркнула, что война, а затем давление со стороны Кремля не смогли повлиять на настроение населения, которое решительно поддерживает курс Грузии в ЕС. Более 80% грузин хотят видеть свою страну в Содружестве:
Присутствие России, ее сила по сравнению с Грузией, все это не смогло повлиять на стремление Тбилиси присоединиться к Европейскому союзу и НАТО. Это главный результат последних 15 лет. Несмотря на все происходящее Грузия не изменила своего намерения. Что более важно, это не повлияло на согласие по этому вопросу, царящее в Грузии, решительность населения. Власти Грузии могут хотеть присоединиться к ЕС и НАТО, а это наша единственная перспектива, но это невозможно, если в этом начнется сомневаться население. Однако этого не произошло. Грузины имеют европейские корни. России не удалось изменить национальную идентичность, осуществляя давление на людей.
Президент Грузии Саломе Зурабишвили читает лекцию в Дворце Потоцких в Варшаве. facebook.com/StudiumUW
Президент Зурабишвили особо подчеркнула отношение грузин к России:
Также интересно отношение грузин к россиянам. Даже сегодня у нас очень много туристов из России. Иногда меня это раздражает, но это не раздражает население Грузии. Не было ни единого инцидента. Это очень интересно, ведь часть нашей территории, в 30-40 километрах от столицы, оккупирована. Люди в Южной Осетии или Абхазии живут в плохих условиях. Несмотря на это нет вражды или противостояния со стороны грузин. Я думаю, что это проявление того, что я называю «европейскими ценностями», глубоко укоренившиеся в нашу идентичность, а именно – толерантность. Сейчас мы работаем над тем, чтобы представить в ЮНЕСКО толерантность как часть нематериального наследия Грузии.
Материал подготовила Дарья Юрьева