Logo Polskiego Radia
Print

«Пекин шаг за шагом испытывает терпение и выдержку гонконгцев»

PR dla Zagranicy
Nazar Oliynyk 14.06.2019 18:34
  • Протесты в Гонгонге.mp3
Польский эксперт Рафал Томаньский о протестах жителей Гонконга против закона об экстрадиции.
Протестующие и полиция в ГонконгеПротестующие и полиция в ГонконгеEPA/EDWIN KWOK

На улицах Гонконга продолжаются протесты против закона об экстрадиции. В случае его принятия власти Гонконга смогут выдавать материковому Китаю подозреваемых в совершении ряда преступлений. Оппозиция и широкая общественность опасается, что закон об экстрадиции может оказаться инструментом в руках Пекина для расправы с несогласными с китайской политикой. Необходимо отметить, что мегаполис, который на протяжении 100 лет был под британской юрисдикцией, пользуется широкой автономией в составе Китая, которую Пекин пытается всеми способами ограничить.

Второе чтение этого закона должно было состояться 12 июня, но под давлением массовых протестов было принято решение его отложить. На улицы города вышли, по данным организаторов, порядка 1 миллиона человек, а полиция утверждает, что их было 240 тысяч. Произошли столкновения, в ходе которых полиция применила водометы, дубинки и слезоточивый газ. На данный момент правительственные здания закрыты до конца недели по соображениям безопасности. Ситуация продолжает оставаться очень напряженной.

Обеспокоенность происходящим в Гонконге выразили США, Великобритания и ЕС. В свою очередь власти Китайской Народной Республики считают все происходящее своим внутренним делом и призвали не вмешиваться.

Рафал Томаньский, эксперт портала Business Insider Polska в эфире Польского Радио прокомментировал ситуацию, сложившеюся в Гонконге:

22 года назад, 1 июля 1997 года Гонконг был передан британцами Пекину. Китай должен был в течение 50 лет оставить Гонконг в покое, согласно принципу «одна страна-две системы». Это означало, что Гонконг не подчинялся ни китайской полиции, ни юрисдикции, ни чему-то еще, что ограничивало бы свободу слова. Практика оказалась другой. Сейчас мы имеем дело с движением против выдачи жителей Гонконга в Китай. Пекин хочет навязать Гонконгу закон, который позволит, так сказать, залатать все дыры в китайской правовой системе. Пекин мотивирует продвижение закона об экстрадиции тем, что якобы до сих пор преступники имели возможность скрываться в Гонконге. Однако действительность несколько другая, поскольку это пропагандистская версия. Дело в том, что китайские власти стремятся, чтобы принцип «одна страна-две системы» не обязывал 50 лет, а, чтобы это был значительно более короткий период, а еще лучше, чтобы уже завтра Гонконг перешел под судебную юрисдикцию китайской системы. Пекин шаг за шагом испытывает терпение и выдержку жителей автономии. То, что мы наблюдали последними днями, является вторым актом того, что началось 9 июня. Тогда, согласно организаторов манифестации, свыше 1 млн человек, и 240 тыс. человек по данным полиции, вышли на улицы города. Это были огромные массы людей. Каждый седьмой житель города взял участие в протесте. Полиция во время второй волны протестов уже была к ним готова. Дело в том, что на 12 июня была запланирована работа местного парламента над законом об экстрадиции. Законодатели должны были заняться вторым чтением этого дискуссионного законопроекта, а люди хотели не допустить их в здание парламента. Им это удалось.

Закон об экстрадиции гласит, что каждый в отношении кого выдвинуты обвинения может быть выслан в Китай, что, по их мнению, означает для них бесправие. Эксперт подчеркивает, что именно этого и опасаются простые жители автономии:

Можно вспомнить 1 декабря прошлого года, каких-то 180 дней назад, когда в канадском Ванкувере была временно арестована, поскольку сейчас она находится под домашним арестом, дочь основателя концерна «Huawei» Мэн Ваньчжоу. Сейчас идет процесс ее экстрадиции, который может длится по крайней мере два года. Параллельно с этим, Пекин 10 дней спустя арестовал двух канадцев. Оба они были известными людьми. Один из них бывший дипломат, второй бизнесмен. Это не были неизвестные никому люди, но о них ничего не слышно. Они уже 180 дней находятся под арестом где-то в Китае – вероятнее всего в Пекине – и к ним нет доступа. Таким образом от китайской системы правосудия веет страхом, а Гонконг хочет иметь автономию в составе Китая.

Рафал Томаньский обращает внимание, что один раз гонконгцам, благодаря протестам, удалось противостоять Пекину и что они надеются повторить свой успех:

Жители Гонконга помнят, что в 2003 году им удалось остановить так называемую статью 23-ю поправки к конституции автономии, при помощи которой хотели ограничить возможность критиковать власть. Тогда была попытка расправится с демократическими кругами. Протесты повторились в 2014 году, когда на улицы вышли учащиеся школ и молодежь.

В то же время, эксперт считает, что сейчас китайские власти сложно будет остановить и что они стремятся упразднить автономию Гонконга:

Уже искореняется кантонский язык, то есть, местная разновидность китайского, в пользу мандаринского и вытесняется кантонская община. Этот год очень важен для Китая поскольку 1 октября исполняется 70 лет со времени провозглашения Китайской Народной Республики, и тогда китайский коммунизм будет мировым рекордсменом. В том смысле, что КНР будет существовать дольше, чем СССР. Китайцы побьют рекорд и докажут, что их модель оправдала себя. Возвращаясь к вопросу протестов гонконгцев в 2003 и 2014 года - тогда не было торговой войны с США, не было Трампа и всего этого напряжения. Мир был другим. Поэтому Пекин попробует пройтись по Гонконгу, так сказать, катком, но мы имеем дело не с каким-либо городом. Гонконг является финансовым центром, который когда-то принадлежал к элите.

Сейчас же рядом с Гонконгом вздымается крупный мегаполис, который должен быть большим городом в дельте реки Чжуцзян. А там этих городов порядка дюжины. Одним из них является Гуандун. Есть также известный многим город Макао. Таких клонов Гонконга есть действительно много.

PR3/no

Copyright © Polskie Radio S.A О нас Контакты