Величие и уникальность трактата Канта «К вечному миру» в том, что философская идея написана в виде проекта международного договора, ведущего не к перемирию как к перерыву между войнами, а прочному миру между государствами.
Ирина Завиша: А в чем суть и актуальность этой работы? С таким вопросом я обратилась к модератору конференции - доктору философии, профессору Каролю Балю из Вроцлавского университета:
Кароль Баль: «Суть этого трактата состоит не в утопической форме вечного мира, а в предложении конкретных требований, касающихся сотрудничества между людьми и народами. Такое сотрудничество могло бы подготовить фундамент для глобальной взаимной межчеловеческой кооперации. Конечно, Кант понимал, что само по себе провозглашение прекрасных идей ни к чему не ведет. Поэтому предложил использовать наши собственные возможности. Коротко говоря: если уже есть вооруженный конфликт, не применять запрещенные средства, такие как яды или другие бандитские методы, потому что позже, после окончания войны людям будет сложно сотрудничать, в них будет слишком много ненависти и боли. Или, например: не расходовать деньги на вооружение, а скорее, на области, успокаивающие настроения в обществе. В так называемых статьях этого кантовского проекта договора содержится целый ряд такого рода предложений. И если бы эти предложения постепенно реализовывались, то вполне можно достичь вечного мира».
Ирина Завиша: Одним из факторов мира для Канта был отказ государств от постоянной армии и кредитов на военные цели, так как государственные долги тоже являются источником общественного беспокойства. Реально ли выполнение таких условий в нынешней ситуации дестабилизации Украины и угрозы европейской безопасности ?
Кароль Баль: «Стоит здесь провести определенную историческую рефлексию. Сравнить, как выглядела ситуация, например, в XIX веке или 100 лет назад со всеми элементами, о которых вы вспомнили. А именно – была ли тогда реакция общества или осознание, что не надо брать кредитов, не надо вооружаться и так далее? А ведь к концу ХХ и в нашем ХХI веке это постепенно начинает функционировать, люди проявляют протест против такой политики. И хотя по-прежнему есть сторонники ведения войн, осознание того, что проблемы надо решать другим путем уже существует. В момент начала Первой мировой войны была огромная эйфория со стороны Германии, Франции. Целые общества, партии радовались! А посмотрите, как реагируют люди на участие своих государств в войнах сейчас. Так что, думаю, наступила значительная перемена. Кантовские идеи я сравнил бы с воздействием пресловутой капли воды на камень. Они очень действенны, надо лишь постепенно, постепенно делать своё, и всё получится».
Ирина Завиша: Крупнейший современный немецкий социолог и философ Юрген Хабермас отметил, что в свое время Кант не предвидел сложности, порой даже невозможности диалога с людьми так называемой «неевропейской» цивилизации. Явления и события на Ближнем Востоке, увы, это наглядно доказывают... Но есть ли шанс у апологетов кантовского «вечного мира» выйти за пределы европейского мышления, чтобы всё-таки такой диалог вести?
Кароль Баль: «В эпоху Канта философское мышление было европоцентричным. Но если говорить о проблеме Ближнего Востока, то я убежден, что дело в деньгахи и еще раз в деньгах. Если в Палестине хотя бы часть средств, которые вкладываются в вооружение, вложить в улучшение быта людей, строительство квартир, рабочие места, то этот антагонизм и конфликт постепенно угаснут. Об этом говорит пример бедуинов в Израиле, включенных в производственный и цивилизационный процесс. Я мог бы сказать так: надо вкладывать деньги в людей, и не будет кофликтов!».
Ирина Завиша: Мне остается поблагодарить професссора Кароля Баля за беседу. И верить в прозорливость Иммануила Канта. Великий мыслитель был убежден, что государства, так же как человеческие индивидуумы, способны преодолеть природную агрессию и перейти к стадии высшего развития путем общественного договора.