«В России есть иконы Путина, люди им молятся. Россияне сотни лет не думали демократически. Россияне – это авторитарные люди, они любят сильную власть, потому что верят, что тогда есть порядок. Россияне не хотят свободы, в их понимании это беспорядок. Россияне, в некотором смысле, – рабы». Это слова Алеши Авдеева, русского музыканта, писателя и ученого, который многие годы живет в Польше. Являются ли россияне рабами империалистического мышления? На этот вопрос отвечает политолог и историк Лукаш Адамский из Центра польско-российского диалога и согласия, который был гостем Польского Радио:
В некотором смысле да, потому что практически вся (не вся, но почти вся) русская традиция – государственная, интеллектуальная – империалистическая. Что это означает? Что на самом деле не сущетсвует равенства между народами и странами, что есть страны большие и маленькие, и маленькие должны подчиняться большим. Пример такого мышления был нагляден в последние месяцы в контексте ситуации на Украине. Слова Алеши Авдеева – это не новость. Адам Мицкевич 180 лет назад сказал практически то же самое: ему жаль русский народ, которому знаком лишь вкус неволи.
Михаил Лермонтов приблизительно в то же время писал: Прощай, немытая Россия, страна рабов, страна господ… Это было в прошлом, может быть, нынешнее империалистическое мышление россиян связано с тем, что они не могут смириться с распадом Советского Союза?
Я думаю, что значительная часть российского общества, а также его элита, смирилась с тем, что Советский Союз распался. Они не хотят восстанавливать СССР ни в прежних границах, ни, тем более, в прежней идеологической форме. Кто-то из российских политиков (по-моему Путин) сказал, что кому не жаль, что Советский Союз распался, у того нет сердца, а у того, кто хочет его восстановить, нет ума. В настоящее время российское общество мыслит в иных категориях. Считает, что Россия должна быть одной из самых сильных мировых держав; считает Запад и США угрозой. В России нарастают националистические тенденции, причем, в версии, я бы сказал, 19-го века, согласно которой все восточнославянское население, а особенно русскоязычное, - это русские. Это ведет к тому, что у России появляются огромные проблемы с пониманием чаяний других народов, которые раньше входили в состав царской империи или СССР, а теперь хотят сами выбирать свой путь развития и хотят быть независимыми.
В последнее время некоторые комментаторы говорят, что в России наблюдается идеализация сталинского периода. Вы согласны с таким мнением?
Это не идеализация. Я бы сказал, что это релятивизация сталинских преступлений. В России никто не отрицает, что преступления были, но часть людей подчеркивает: зато было построено сильное государство, Советский Союз стал мировой державой. Эти люди пытаются смотреть на преступления сталинской эпохи с точки зрения интересов СССР или российского государства. И это очень опасно. Это противоречит нашим ценностям. Противоречит памяти о миллионах жертвах советского тоталитаризма.
Можно ли сказать, что причины зашкаливающих рейтингов Путина и поддержки его политики российским обществом нужно искать в прошлом, в сложившихся в России традициях, в том числе мышления?
Только частично, потому что на вторую часть приходится отсутствие знаний о мире, отсутствие доступа к информации. 80% населения России никогда не было за границей, то есть за пределами постсоветского пространства. Это антидемократическая традиция царской России, а позже – Советского Союза. Это очень опасный сплав разных факторов.
Могут ли санкции, которые западный мир применил в отношении России, привести к изменениям в российском обществе: оно консолидируется или, наоборот, повернется к Западу, к демократии?
В коротком периоде приведут к консолидации, в среднем, наверняка, ускорят трансформацию России в ожидаемом нами направлении.
Polskie Radio 24/Kira