90 лет назад Владислав Станислав Реймонт стал лауреатом Нобелевской премии по литературе за роман «Мужики». Музей Независимости в Варшаве отметил эту годовщину открытием масштабной выставки, озаглавленной цитатой самого писателя «Я хотел возродить польскую душу». Представить ее концепцию мы попросили комиссара выставки Кшиштофа Бонкалу:
Кшиштоф Бонкала: «Эта выставка не «о» Реймонте, а «в честь» Реймонта и состоит из работ художников – его современников. И как Реймонт мастерски «рисовал» пером, так они кистью рисовали окружающую их действительность. Трудно перечислить все 40 имен, поэтому назову только некоторых: Теодор Аксентович, Влодзимеж Тетмайер, Эдвард Окунь, Юзеф Хелмоньский – целая плеяда художников направления «Молодой Польши. ».
Ирина Завиша: А какова идея выставки? На этот вопрос ответил директор Музея Независимости Тадеуш Скочек:
Тадеуш Скочек: «Идея содержится в названии и также подзаголовке выставки, на которое я хочу обратить особое внимание: «90-летие присуждения Нобелевской премии первому творческому деятелю Независимой Польши». И это связано с миссией нашего Музея – показывать тех, кто трудился во имя польской независимости. Но данная выставка дает нам шансы представить также выдающихся художников, чьи взгляды могли совпадать со взглядами Реймонта. Они безусловно читали его произведения, а атмосферу их картин можно назвать по-настоящему «реймонтовской». Работы этих художников редко можно увидеть вместе, поэтому три музея – Мазовецкий музей в Плоцке, Музей истории народного движения и Музей независимости, обладающие богатыми собраниями этих шедевров, решили их показать. Реймонт «дает нам шанс» приблизить их творчество современной публике».
Ирина Завиша: При этом выставка как бы приглашает вновь и вновь обратиться к роману «Мужики»- вершине творчества Реймонта? Кшиштоф Бонкала:
Кшиштоф Бонкала: «Стоит процитировать Франка Луи Шолля, который восхищался этим романом: «Я горячо желал познакомить моих соотечественников ( французов) с этим восхитительным шедевром». А польский язык Реймонта он называл «волшебным», языком, который можно слушать как музыку».
Ирина Завиша: Есть определенная символика в том, что годовщина присуждения Нобелевской премии писателю Независимой Польши совпала с годовщиной 25-летия польской демократии. Как бы вы определили роль Реймонта в польском освободительном движении?
Тадеуш Скочек: «Владислав Станислав Реймонт стоял у истоков становления польского самосознания в 1918 году, и это научный факт. Однако влияние его творчества на становление демократии, 25-летие которой мы отмечаем еще требует тщательных исследований. Отвечу на ваш вопрос кратко: сегодня нам бы очень «пригодился» Реймонт, который смог бы тс такой же глубиной и реализмом описать нашу действительность. И если бы нашлось такое перо, то, может быть, в Польше появилсябы очередной Нобелевский лауреат-прозаик».
Ирина Завиша:- А что Музей Независимости подготовил на празднование Дня Независимости в этом году?
Тадеуш Скочек: «В течение многих лет мы отмечаем в этот день именины нашего Музея. Мы устраиваем День открытых дверей со свободным входом на все выставки, в том числе на выставку, посвященную Реймонту, и готовим специальные экскурсии с гидами. Надо сказать, что наш Музей Независимости включает Музей тюрьмы «Павяк», место памяти о тех, кто боролся и страдал за свободу Польши. Там и в Варшавской цитадели мы организуем целый ряд мероприятий сугубо патриотических. В их числе возложение венков, встречи с семьями бывших узников, а кроме того – фильмы, дискуссии, презентации книг».
Ирина Завиша: А что вы лично вкладываете в понятие «патриотизм»?
Тадеуш Скочек: «Есть столько определений партиотизма, и стольтко споров с этим связанных, что я не берусь выбрать какое-либо из них! Для меня патриотизм – это что-то естественное, ежедневное, связанное с памятью, традицией, общественной активностью. Я не хочу употреблять громких слов, затасканных политиками и деятелями экономики. Для меня нет патриотизма «экономического», «политического», «исторического». Есть просто патриотизм».