Российское Министерство иностранных дел сообщило сегодня о том, что из России был выслан ряд польских дипломатов. На официальной странице МИД РФ объясняет свой поступок «адекватными мерами», предпринятыми в ответ на высылку российских дипломатов из Польши.
Российский МИД полагает, что «польские власти предприняли недружественный и ничем не обоснованный шаг», в связи с чем российская сторона приняла необходимые меры. Напомним, что несколько дней назад работник российского посольства был выдворен из Польши по подозрению в координировании шпионской деятельности.
Согласно российскому МИДу, польские дипломаты уже покинули территорию РФ. Поводом высылки дипломатов является «деятельность, несовместимая с их статусом».
Об этих событиях мы побеседовали с бывшим послом Польши в СССР и России Станиславом Цёсеком.
Господин Посол, Россия выдворила сегодня из страны несколько польских дипломатов. Стало ли это событие неожиданностью для Вас?
Станислав Цёсек: Было ясно, что это случится. Неизвестно было только, когда. Потому что если мы высылаем дипломатов, то и они высылают. Это нормально.
Глава польской дипломатии Гжегож Схетына заявил, что это симметричный ответ. Так же прокомментировало это событие российское Министерство иностранных дел. Действительно ли можно здесь говорить о симметрии?
Станислав Цёсек: Шпионаж придумали еще во времена Адама и Евы. И есть общепринятые формы реакциина поимку людей, занимающихся шпионской деятельностью. И уже сотни лет используются те же самые формы. Это все регулируется конвенциями, дипломатическими обычаями. Здесь необходимо придерживаться Кодекса Хаммурапи - «Око за око, зуб за зуб». Мы – двоих, четырех или пятерых, и они – двоих, четырех или пятерых выдворяют из страны. И всё. Но этот реванш обычно бывает неприятным. Потому что если в первом случае дипломатов ловят на деятельности – как это красиво называется – несовместимой с их статусом, то есть на шпионаже, то необходимо обладать документами, доказательствами, что это именно шпионская деятельность. При ответных действиях уже не нужно иметь никаких документов. Чтобы сильнее досадить этой первой высылающей дипломатов стороне, вторая сторона выдворяет хороших, солидных сотрудников. Власти-хозяева знают кто есть кто, и высылают дипломатов не из-за шпионской деятельности, а из-за эффективной дипломатической работы. Это всегда так было, есть и будет, поэтому не за чем из этих событий делать сенсацию.
Другой вопрос – это плохое состояние политических взаимоотношений между Польшей и Россией. Шире это касается и всей Европы, и всего российско-украинского конфликта, и конфликта Россия – Евросоюз и наоборот. Это обширнейшие вопросы. А если говорить, про факт выдворения дипломатов, то это известная техника и я не вижу здесь никакой сенсации. Стороны этого конфликта не хотят, скорее всего, дразнить друг друга. Хотя, в принципе, если есть желание не портить дипломатические отношения, то такие вещи делаются спокойно, об этом не объявляется. А если уж объявляется, то это означает, что у сторон не слишком хорошие намерения. Но я вижу – по крайней мере по тому, что я сегодня услышал, что Схетына не сыпет соль на эту рану и, как мне кажется, проявляет заинтересованность в закрытии этого вопроса.
По-вашему это действительно конец польско-российского дипломатического скандала или мы можем ожидать продолжения и следующих шагов со стороны Польши или России?
Станислав Цёсек: А чёрт его знает! Давайте подождём продолжения. Мне не очень верится, чтобы еще сильнее заострялись дипломатические отношения. России это не нужно – у неё столько различных врагов, плохая репутация на Западе и ужасные отношения со всеми западными странами, что она, наверное, не очень будет заинтересована в том, чтобы еще сильнее эти отношения портить. А Польша тоже хочет создать в меру нормальные отношения со своими соседями. Поэтому я, в принципе, не вижу повода, чтобы появилась какая-нибудь причина для окончательного осложнения отношений.
Как вы считает, то, что мы наблюдаем, это достойное решение вопроса или месть России за действия польских властей?
Станислав Цёсек: Хамураппи, Хамураппи… Ну просто принят такой кодекс. Я бы очень удивился, от изумления глаза бы протирал, если бы россияне прореагировали по-другому. Так сотни лет поступают дипломаты.
Господин Посол, спасибо за беседу.
Беседовала Маша Макарова