Logo Polskiego Radia
Print

Андрей Кончаловский: "Искусство сообщает чувства, а не мысли"

PR dla Zagranicy
Irina Zawisza 05.12.2014 17:00
  • Интервью с Андреем Кончаловским
Интервью с выдающимся российским режиссером – гостем 8-го Фестиваля русского кино «Спутник над Польшей».

Показ нового фильма Андрея Кончаловского «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» стал событием 8-го Фестиваля русского кино «Спутник над Польшей». Режиссер получил за него специальный приз. А ретроспективу фильмов Кончаловского польские зрители считают одним из самых ярких пунктов программы Фестиваля «Спутник» 2014 года. Добавим, что с Польшей Андрея Кончаловского связывают давние и прочные творческие узы – от участия Беаты Тышкевич в его фильме "Дворянское гнездо" до постановки «Короля Лира» в Варшаве с Даниэлем Ольбрыхским в главной роли и почти всех фильмов этого режиссера в польском прокате.

С Андреем Кончаловским побеседовала Ирина Завиша.

Ирина Завиша: Андрей Сергеевич, известно, что для Вас нет границ в кино – ни жанровых, ни территориальных. После абсолютно феерического «Щелкунчика», после ностальгии по старой Европе, после этой фантасмагории, после этой потрясающей истории любви, новых технологий – невероятных!, - Вы снова обратились «лицом к деревне». «Тряпицын»... Что было для Вас импульсом как раз для этого фильма?

Андрей Кончаловский: «Есть две России – Россия Петербурга, включая Москву, и Россия за пределами больших городов. Поэтому это Россия, это не деревня, если уж на то пошло. Мне было интересно попробовать снять малоинтересную жизнь, скучную жизнь, унылую жизнь так, чтобы было интересно смотреть».

Ирина Завиша: «Я думаю, что талантиливые люди чувствуют процессы, происходящие вокруг, более тонко, чем политологи, чем аналитики. Какие процессы, происходящие сегодня в России, общественные процессы, Вам кажутся наиболее заметными?

Андрей Кончаловский: «Я знаю мало. Но единственное, что мне доступно для понимания, это то, что в России исчез класс людей, которые любят землю, любят и хотят работать на земле. Просто исчез. Русский мужик был втянут в колхозы, и уже следующее поколение колхозников – они не знали агрокультру, они выполняли трудодни там и прочее. А сейчас огромное количество земель стоит необработанное, и русские люди продали эту землю за копейки. Это процесс очень интересный и чреватый очень значительными какими-то в результате политическими выводами для правительства, когда оно это осознАет. И как раз санкции помогают правительству осознать, что потенция русской сельскохозяйственной индустрии подорвана вот этим варварским капитализмом ,где большие сети, монополистические абсолютно, покупали дешевые продукты в Европе и таким образом абсолютно не давали развиваться сельскому хозяйству. Вот это мне кажется очень существенным, помимо других проблем и других движений. Такая очень характерная вещь: страна, где такое количество агрокультурной земли, и где нет вообще крестьянина! Это уникально. Это уникальный феномен. Я бы сказал такой постапокалиптический. Ну, посмотрим. Наверняка из этого будет выход. Как всегда».

Ирина Завиша: Недавно в российском телевидении показывали репортаж с так называемого «Форума действий», на котором в беседе с президентом кто-то из участников этого Форума высказал предложение запретить в России американские фильмы, где негативно представляют русских. Насколько это реально, и в какой степени, по-Вашему, это предложение отражает умонастроения?

Андрей Кончаловский: «Ну в Думе сидят политики, которые хотят строить политическую карьеру. Они выдумывают разные идеи, им что-то приходит в голову. Они так уже натренировались какие-то делать выступления. Я к этому не отношусь серьезно, вот именно к этому. Но в том, что необходима квота на американские фильмы, я абсолютно убежден. Русский зритель перестал существовать. Теперь существует как бы «киноамериканец».

Ирина Завиша: Вы как будто предугадали следующий вопрос о квотировании. Практика многих стран, в том числе и Польши – поддержать отечественное кино, это обязанность государства...

Андрей Кончаловский (перебивает): «Поддержать отечественное кино недостаточно. Надо воспитать зрителя. Поддержать отечественное кино, дать ему снять что-нибудь? А кто смотреть будет? Зритель сегодня – это тинэйджер, который ест попкорн и хочет смотреть “Iron Man”, “Spider-Man”, “Х- man”, “Superman”...».

Ирина Завиша: Во время Фестиваля «Спутник» были дебаты, где продюсеры польские и российские говорили о совместном творчестве, о совместным фильмах, и о том, что вот есть фильмы коммерческие и духовные... Ваше творчество и многих других режиссеров говорит, что это вещи, которые необязательно следует противопоставлять. Успешные фильмы, несущие высокое духовное содержание вполне возможны. Так следует ли это разделять?

Андрей Кончаловский: «Это само разделится. Не надо ничего разделять. Но есть вещи, которые становятся мгновенно классикой, и она может быть очень популярна. Есть, которые никогда не станут классикой, но будут большим искусством. А коммерческое – это коммерческое. Коммерческая составляющая в чистом виде никогда не может стать духовной. Потому что это всё калькуляция. Если мы говорим о целом ряде фильмов, которые сделаны для того, чтобы заработать много денег. Я не против этого. Это нормально, и если человек может сделать такую картину – ради Бога. Другой вопрос, что это иная профессия. Потому что художник пытается понять смысл жизни, а коммерческий режиссер пытается понять, как заработать деньги. Это разные профессии! (смеется)».

Ирина Завиша: Польша для Вас страна не чужая. Вот о Польше...

Андрей Кончаловский: «Я всегда от нее получаю удовольствие. Я просто не был здесь три года, но я думаю, что Польша набирает... Набирает... Она, может быть, больше всех бенефициар европейской интеграции. Бенефициар настоящий. Потому что она эффективна, она работает. И очень важно понимать, что Польша как культура – это славяне на Западе».

Ирина Завиша: Насколько мне известно, Вы ставите в Театре Моссовета «Вишневый сад», и Чехов – это барометр, камертон по которому Вы также сверяете свое творчество, свое состояние. Вот этим «Вишневым садом» сегодня что Вы хотите сказать?

Андрей Кончаловский: «Во-первых, если бы даже что-то хотел сказать, я не буду говорить, потому что это должно быть осуществлено. А во-вторых, всё, что я скажу, будет неправдой. Я люблю «музыку» Чехова. Искусство сообщает чувства, а не мысли. Ничего я не хочу сказать! Хочу, чтобы люди плакали, смеялись...и любили героев».

Ирина Завиша: Большое Вам спасибо.

Андрей Кончаловский: «Пожалуйста».

Жюри
Жюри 8-го Фестиваля "Спутник над Польшей" вручает Андрею Кончаловскому специальный приз за фильм "Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына".
Фото: И. Завиша
Copyright © Polskie Radio S.A О нас Контакты