Хадиджа Исмайлова. Фото: Кавказский узел
5 декабря была арестована сотрудница азербайджанского отделения радио «Свобода» Хадиджа Исмайлова. Она была допрошена по уголовному делу, возбужденному в связи с попыткой самоубийства бывшего сотрудника радио «Свобода» Турала Мустафаева.
Суд рассмотрел представление прокуратуры и избрал в отношении Исмайловой меру пресечения в виде ареста сроком на 2 месяца. Адвокат Эльтон Гулиев сообщил, что его клиентка обвиняется по статье 125 (доведение до самоубийства).
О ситуации известной журналистки рассказывает адвокат польского Хельсинского Фонда Доминика Быхавская-Синярская.
«В отношении Хадиджи Исмайловой ведется несколько дел. Одно касается государственной измены. Как журналистка какое-то время назад она встретилась в Баку с представителями американского посольства. Встреча проходила в публичном месте, однако ее обвинили в госизмене. Второе дело касается клеветы. Хадиджа писала статьи, раскрывающие факты коррупции. В это была замешана семья президента Азербайджана. Она писала о том, как члены семьи главы государства незаконно обогащаются. Третье, совершенно новое обвинение касается якобы доведения до самоубийства журналиста, который был уволен с работы. Обвинения абсурдны. Сложно представить, чтобы Хадиджа довела кого-то до самоубийства. Когда мы виделись в последний раз, я долго с ней разговаривала и спрашивала о том, не боится ли она обвинений в клевете. В Азербайджане ведь за клевету можно попасть в тюрьму. Она сказала, что нет, что у нее есть документы, подтверждающие каждое слово, каждое предложение, которое она написала. Я думаю, что власти долго придумывали обвинение, подбирали преступление, которое можно было бы на нее «повесить».
- У Вас нет и тени сомнения, что её решили осудить по заказу властей?
- Да. Прошу обратить внимание на то, что после её последнего приезда в Польшу и выступления, центральные СМИ в Азербайджане на следующий же день написали о том, что ей незачем возвращаться домой. Что ее сразу посадят в тюрьму. Она ездила по всему миру и рассказывала о проблемах Азербайджана. Естественно, это не нравилось властям. Я думаю, что ее арестовали исключительно по политическим мотивам. Власти хотели закрыть ей рот. Хадиджа Исмайлова – это очень смелый, отважный человек. Она не только занималась журналистской деятельностью. Хадиджа помогала также семьям политзаключенных.
- Хадиджа Исмайлова оказалась в крайне сложной ситуации. Как Вы считаете, как эта история может закончиться?
- Я опасаюсь, что на данном этапе мы станем свидетелями того, как власти будут продлевать срок временного заключения. История может длиться довольно таки долго. Если говорить об Азербайджане, то у нас уже есть примеры других политзаключенных. Мы были свидетелями того, как каждые два месяца срок предварительного заключения продлевался. Самый черный сценарий – это приговор к 5-6 годам лишения свободы. Об этом тяжело говорить, но мы опасаемся, что именно такой сценарий может развиваться в случае дела Хадиджи Исмайловой.
- Однако международные правозащитные организации уже ведь реагируют на арест известной журналистки…
- Да, естественно. Мы, международные организации, информируем общественность, обращаемся к посольствам, призываем дипломатов предпринять какие-то действия, направленные на освобождение журналистки. Мы надеемся, что в дело включатся не только правозащитники, но и журналистские организации. Хадиджа Исмайлова ведь журналистка. Проблема заключается в том, что реакция центральных международных органов, их эффективность довольно слаба. Европейский суд по правам человека в похожем деле лидера гражданского движения «Республиканская альтернатива» Ильгара Мамедова в мае этого года принял решение, что его должны выпустить. Сейчас декабрь, а он все еще находится за решеткой. Власти Азербайджана не сделали ничего, чтобы его освободить. К сожалению, нет эффективных инструментов давления на государство, если его верхи не хотят идти по демократическому пути развития, а выбирают всё более жёсткую диктатуру.
Автор: Евгений Климакин
Интервью Хадиджи Исмайловой Русской службе Польского радио во время её последнего визита в Варшаву.