Пскольку в 2015 году Польское Радио отмечает 90-летний юбилей, тема со словом «радиоприемник» показалась мне близкой. Но прежде, чем обратиться к ней непосредственно, стоит представить сам цикл «IQ Шопен», в рамках которого эта встреча состоялась. «IQ Шопен» - звучит оригинально, современно и интригующее. Что кроется под этим названием? Мы пригласили к микрофону Эву Хамчик (Ewa Chamczyk) из Национального института Фридерика Шопена:
Эва Хамчик: «IQ Шопен» звучит интригующе, потому что является интригущим. Это цикл встреч, посвященных культуре, искусству, музыке, которые связывает одна личность – личность Фридерика Шопена. Это уже второй выпуск цикла, в котором мы приготовили четыре тематические секции: «(Р)еволюционное фортепиано», где замечательные пианисты Марек Браха и Михал Брулиньский знакомят как с техническим строением фортепиано, так и общественной ролью этого инструмента. Также мы обратились к образу Шопена в кинематографе, и не только в документальном и художественном кино, но и в мультипликации. Оказывается и там Фридерик Шопен занял, почетное, можно сказать, место. Интересной нам представляется секция «Шопен стерео». Речь в ней идет об умении слушать музыку. И еще одно звено цикла «IQ Шопен» - программа к норвежской выставке в Музее Шопена «Польские и новержские творцы переломных времен» о том, что связывало Шопена с норвежскими музыкантами. А связи эти были очень близкими...».
- Итак, «IQ Шопен» предполагает интеллектуальную игру, размышления и пополнение знаний. В том числе и о том, чем было фортепиано в эпоху до изобретения радио. Фортепианное переложение фрагмента оперы Моцарта «Волшебная флейта», исполненное на инструменте 19-века в четыре руки Мареком Брахой и Михалом Брулиньским послужило вступлением к теме родства этого инструмента с радиоприемником. Как протянулась эта нить? Марек Браха (Marek Bracha):
Марек Браха : «Мы хотели показать функции фортепиано в будничной жизни людей 19-го века. И эта ассоциация родилась как раз в связи с переложениями для фортепиано оперной и симфонической музыки. Фотрепиано служило для воспроизведения в домашних условиях того, что игралось на концертах».
- На встрече вы сказали, что фортепиано пережило целую революцию в своем развитии. В чем суть этой революции? Вопрос к Михалу Брулиньскому (Michaø Bruliński):
Михал Брулиньский: «В ходе всего нашего цикла «(Р)еволюционное фортепиано» я стараюсь говорить о разных революциях и эта «р» в скобках. Речь идет о революциях и эволюциях. В 19-м веке фортепиано находилось в контексте очень многих революций – Французской революции, национальных освободительных восстаний, а с другой – микрореволюций в быту. Фортепиано можно вписать в контекст промышленной революции и различных модернизационных процессов. Это инструмент и пианист – человек на нем играющий, в этот век революций играли особую роль в процессе общественных связей. И открывать эту роль необычайно интересно».
- Вы также упомянули о том, что в прошлом каждая интеллигентная семья считала долгом обучать детей игре на фортепиано. А насколько сегодня в Польше есть потребность в домашнем музицировании? Марек Браха:
Марек Браха: «Мне кажется, что сегодня фортепиано тоже популярно, но всё зависит от того, в каких кругах. В наших, музыкальных – да. Но в обычной жизни фортепиано вытеснено техникой - Интернетом ,радио, телевидением. Фортепиано отошло на дальний план, но мы стараемся вернуть ему былое очарование».
Михал Брулиньский: «В 19-м веке игра на фортепиано была чем-то живым. К сожалению, традиция домашнего музицирования умирает. Надеемся, что знакомство с живой тканью инструмента поможет его возродить и дает шансы ему стать чем-то бОльшим, чем только реликтом прошлого».
Материал подготовила Ирина Завиша