Историки считают, что если бы не Великопольское восстание, которое вспыхнуло 27 декабря 1918 года, возрожденная Польша была бы слабее с точки зрения экономики и неизвестно, удалось бы ли ей защититься от большевиков. Причиной этого восстания, которое вошло в историю также под названием Познанское (от города, в котором оно началось), стала нерешенная судьба западной территории Польши после капитуляции немцев в период Первой мировой войны. Так ситуацию пояснял профессор Януш Осица в эфире Польского радио.
Проф. Осица: В то время Познань, пестрящая польскими флагами и флагами союзников, формально была немецким городом, потому что судьба территории Великой Польши должна была решиться на Парижской мирной конференции. Но все пошло по другому. Немецкие жители города организовали собственную демонстрацию, которую поддержал прибывший недавно в Познань полк гренадёров. Прозвучали первые выстрели и спустя два дня почти весь город был в руках поляков.
Временное польское правительство вело осторожную политику, не веря в успех военного решения. В заявлении от 11 ноября 1918 года, в день провозглашения независимости Польши читаем: «Политический разум, в связи со внутренней и внешней ситуацией, заставляют нас не разрывать последних нитей с Берлином, а оставить определение западной границы Польши мирному конгрессу. Такая позиция соответствуют всепольским целям. Мы стремимся к объединенной независимой Польше с собственным морским побережьем», - говорилось в тексте. Но стремление великополян обрести независимость было настолько сильным, что для начала массового протеста было достаточным прибытие из Лондона в Познань известного композитора и пианиста, а также политического деятеля Игнация Падеревского. Говорит историк из Познани Януш Карват, проректор Высшей школы гуманитарных наук и журналистики.
Проф. Карват: Падеревский ехал в Варшаву, чтобы вступить в должность премьера. Он должен был создать новое правительство. Предыдущие власти левых сил, связанные с Пилсудским, не пользовались популярностью среди поляков, против них были также великополяне. Немцы знали к чему может привести этот визит и делали все возможное, чтобы задержать поезд, в котором ехал Падеревский. По пути ему вручили письмо от немецкого правительства с требованием, чтобы он направился сразу Варшаву. Но вечером 27 декабря он прибыл в Познань. Жители города встретили его овациями. Познанцы мобилизовались в добровольческую службу порядка, потому что боялись провокаций с немецкой стороны. К примеру, немцы выключили электричество в городе.
На кону была действительно серьезная ставка. Приезд Игнация Падеревского в Познань стал искрой для стихийного восстания, к которому готовились весь XIX век, при чем не только в регионе Великой Польши. Восстание, при поддержке т.н. голубой армии ген. Юзефа Халлера, должно было пройти на всей территории, которая находилась под немецким влиянием – в Верхней Силезии, Померании и частично на Вармии и Мазурах. Армия Халлера не прибыла, а немцы привели в порядок весь фронт и готовились к контратаке. В этой связи была необходима помощь, - подчеркивает историк Януш Осица.
- Маршал Фердинанд Фош, который склонял поляков в конце 1918 года к военной манифестации, по-рыцарски сдержал свое слово. Он потребовал от немцев под угрозой возобновления атаки приостановления боев в удобный для повстанцев момент, когда противник готовился к серьёзной контратаке. Это был наверное единственный в истории Польши случай, когда Запад успешно поддержал польскую военную атаку.
Бои были прекращены. 16 февраля 1919 года было подписана соответствующая конвенция, которая установила демаркационную линию, которая вскоре, с небольшими изменениями, стала будущей границей свободной Польши, а армия великополян стала значимой частью Войска польского в боях на восточной границе. Познанское восстание было одним из немногих восстаний за независимость, которое завершилось успехом и имело огромное значение для развития Польши, - подчеркивает исследователь польской истории межвоенного периода профессор Томаш Наленч.
Проф. Наленч: Великая Польша - это прежде всего сельское хозяйство, но также промышленная отрасль, которая обслуживала это сельское хозяйство. Без веяния современности из этого региона, Польша горе бы мыкала так как это было в случае бедных балканских стран. Благодаря такой современной промышленности, Польша могла соотвествующе развиваться и функционировать после обретения независимости как нормальное европейское государство.
Стоит отметить, что память об этом значимом в истории Польши событии больше развита на локальном уровне. Поясняет профессор Януш Карват.
Проф. Карват: Это восстание персонализировалось. Сошло с уровня генералов и полковников на уровень маленьких городков и даже приходов. Это видно на примере публикаций. Также ученики начальных школ в т.н. провинции гордятся тем, что могут культивировать память о своих предках. Они приносят фотографии своих предков - рядовых дедов, прадедов в прусских мундирах, организовывают в школах исторические уголки. Хуже обстоят дела с учебниками для начальной школы, в которых курс истории завершается на Первой мировой войне. О Великопольском восстании упоминается вкратце, т.к. надо описать другие военные действия, которые сформировали границы Второй Речи Посполитой в 1918-1921 гг. А поскольку не все продолжают учебу в средней школе, поэтому знания о восстании, кроме самого региона, небольшие.
Регион также не прикладывал особых усилий для сохранения памяти. Музей восстания был создан только в 2000 году. К счастью, есть много публикаций, посвященных этому событию, воспоминаний. Кстати, последний из участников Великопольского восстания Ян Жепа умер не так давно – в 2005 году во Вронках в возрасте 105 лет.
В передече использованы записи из архива Польского радио. Слушайте аудиофайл!
Материал подготовила Сандра Ужуле-Фонс