Польский президент Бронислав Комаровский выступил с инициативой отметить 70-ю годовщину окончания Второй мировой войны в Польше, на мысе Вестерплатте под Гданьском (по которому нацисты нанесли первый удар 1 сентября 1939 года). 8 мая планируется проведение конференции о ситуации в Европе после Второй мировой войны, в этот же день состоится встреча европейских лидеров. В польских СМИ появилось сообщение, что в Гданьск возможно приедут Дэвид Кэмерон, Франсуа Олланд и Ангела Меркель. Канцелярия польского президента пока не подтвердила эту информацию, но подтверждает положительный отклик на предложение Бронислава Коморовского. Какова цель такой встречи, чему она должна служить? На этот вопрос отвечает советник президента Польши Томаш Налэнч, который был гостем Польского Радио.
Эта инициатива не связана с какими-то проблемами по поводу 45-го года, ибо никто не пытается умалить роль Красной Армии, Советского Союза в победе над фашизмом. У европейских лидеров, в том числе у президента Польши, проблема иного рода: после того, как Россия захватила Крым, в то время, когда мы имеем дело с войной на Украине, которая ведется с использованием российского оружия и, вероятнее всего, с участием российских военных, европейские лидеры не могут себе представить, как можно присутствовать на мероприятии, частью которого станет парад армии, которая обвиняется в агрессии. Сложно себе представить, что президент Польши, страны, которая осуждает аннексию Крыма, агрессию против легальной украинской власти и украинского народа, смотрел бы военный парад на Красной площади в Москве.
И поэтому президент Коморовский вместе со своими европейскими коллегами нашли другую формулу, другой формат для того, чтобы отметить окончание Второй мировой войны...
Я читал, как прокомментировал эту идею бывший польский президент Квасьневский: никто не собирается заменить военный парад на Красной площади военным парадом на Вестерплатте. Таких идей никто не предлагал, это абсурд. Альтернативой военному параду армии, которая захватила Крым и участвует в агрессии на Украине, как раз и может стать, например, встреча посвященная европейскому пути длиной в 70 лет и европейским перспективам. Это событие не будет иметь военного характера, это будет большая встреча европейских лидеров. На ней речь пойдет не только о 45-м, а о трех символических годах: 45-м, 80-м, 89-м и 2015-м. Я не представляю себе, чтобы на такой встрече не было бы Леха Валенсы, человека символизирующего изменения в Европе, но никак не связанного с 45-м годом.
Но появилась российская реакция, которая была связана с высказыванием главы польского МИДа. В радиоинтервью Гжегож Схетына выразил удивление, почему парад Победы проводится в Москве, а не в Берлине или Лондоне. За этим последовала высказывание вице-министра иностранных дел России Григория Карасина. Он сказал, что Схетина опозорил не только себя, но и всю польскую дипслужбу, а празднование на Вестерплатте назвал очередной неуклюжей попыткой подвергнуть сомнению итоги Второй мировой войны и роль СССР как победителя. Согласитесь, что россияне встречу европейских лидеров в Польше 8 мая воспринимают как пощечину...
Нет, это не пощечина, это укор совести. Обратите внимание: россияне 9 мая в Москве будут праздновать конец войны, которая началась в 41-м году. Они этого не скрывают. 9 мая – это конец Великой Отечественной войны. Неслучайно россияне придумали другое название, ведь весь мир говорит: Вторая мировая война. А она действительно началась в Гданьске, на мысе Вестерплатте, туда упали первые бомбы. Но её началом было также нападение 17 сентября 39-го Советского Союза на Польшу. СССР на тот момент выступал как союзник Гитлера. Поэтому не удивительно, что для россиян Вестерплате – это укор совести. Правда состоит в том, что Вторая мировая война началась в 1939 году, а не в 41-м, и Великая Отечественная война – это не синоним Второй мировой войны. В течение двух лет этой войны с 39 по 41 год Советский Союз во главе со Сталиным был фактически союзником Гитлера. Россиянам удобно обвинять поляков в том, что они якобы отрицают то, что Красная Армия заняла Берлин. Я еще раз повторю: никто в Польше этого не оспаривает, никто – из здравомыслящих людей – не уменьшает роль Красной Армии в разгроме Гитлера. Речь идет только о характере этой войны и о проблемах 2015 года. Никто, кто уважает международные нормы, не может спокойно, с уважением смотреть парад армии, которая на данный момент ведет агрессивные действия.
Jedynka/Kira