Logo Polskiego Radia
Print

Космическая деятельность Польши

PR dla Zagranicy
Junna Korobeinikowa 17.02.2015 14:00
О работе Польского космического агентства рассказывает заместитель директора организации Пётр Орлеаньский.
www.polskieradio.pl

В гостях у Польского радио Пётр Орлеаньский, заместитель директора Центра космических исследований Польской академии наук. Центр космических исследований ведёт свою деятельность уже 38 лет. В каких наиболее важных проектах принимают участие его сотрудники?

- 70 разных миссий и космических устройств – приблизительно с 2000 года. Работники Польского центра космических исследований принимали участие практически во всех важных европейских космических проектах. На нашем счету участие в запуске Розетты (это космический аппарат, предназначенный для исследования кометы). Также, например, спутник «Интеграл», который летает с 2002 года, - это наша «головная боль», потому что он не может сломаться. Он должен был летать 8 лет, однако, сейчас известно, что он будет работать до 2018 года, то есть на половину дольше, чем предполагалось. Также мы занимались миссиями, которые проходят на расстоянии полутора миллиона километров от Земли, такими как «Хершель». Сейчас мы занимаемся разработкой миссий к Солнцу и к Юпитеру. То есть на нашем счету целый спектр разработок различных миссий и космических аппаратов. Ну, и конечно, стоит упомянуть наши наноспутники. В их случае мы изменили подход к работе – мы не строили их, так скажем, «с нуля», а научились составлять их из частей, тестировать и использовать на орбите. Эти спутники весят всего лишь 10 килограммов и являются действительно маленькими – как, скажем, небольшой домашний аквариум для одной рыбки.

- Проект этих наноспутников – это совместный труд учёных из Австрии, Канады и Польши. В чём заключалась идея проекта?

- Дело в том, что учёные придумали такой эксперимент, который невозможно реализовать с помощью мощных телескопов типа «Хаббл». А для этого проекта были необходимы маленькие спутники. Более того, важно, что эти спутники – наши собственные и именно мы можем решать какую часть космоса они должны наблюдать в тот или иной момент. Спутники находятся на высоте около 600-800 километров, то есть это типичная околоземная орбита. В таком случае они находятся достаточно низко, чтобы сделать прекрасные фотографии земли и космоса, качество которых не нарушено особенностями атмосферы. Одновременно они находятся не слишком высоко, потому что это дорого стоит, да и космическая радиация негативно влияет на работу спутников.

- Известно, что Польша платит 20 миллионов евро за членство в Европейском космическом агентстве. Другие страны платят гораздо больше. Также известно, что на развитие Польского космического агентства предназначено от 2 до 5 миллионов евро. Не предполагает ли это, что из-за низкого бюджета поляки должны сосредоточиться на какой-то одной сфере космической деятельности?

- Я бы хотел здесь абстрагироваться от научных вопросов, где у нас есть своё поле деятельности, в котором мы действительно разбираемся и можем на самом деле проводить очень интересные эксперименты. Нас приглашают в свои проекты и американцы, и россияне, и Европейское космическое агентство. Однако, любые научные эксперименты – это, на самом деле, лишь обочина космической сферы. Главное сейчас – это коммерческая сторона космических проектов. То есть космическое пространство используется для того, чтобы зарабатывать. Зарабатывается на всём: на поставке фотографий, на спутниковой связи, на телевидении и сотовой связи. Фотографии из космоса также используются в военных целях. В любом случае, фирмы зарабатывают на космосе и в этом мы будем специализироваться. Давайте будем откровенны – никто не идёт в Европейское космическое агентство, чтобы реализовывать там научные проекты. В агентстсва идут, чтобы иметь возможность развить отрасль космической промышленности.

- Недавно Европа приняла решение разработать свою систему спутниковой навигации, которая будет также предоставлять информацию, связанную с безопасностью, изменениями климата и экологическими изменениями. Это два проекта: «Галилей» и «Коперник». Примет ли Польша участие в разработке этих проектов?

- К сожалению, работа над этими проектами началась ещё до того, как Польша вступила в Европейское космическое агентство. Спутники для «Галилея» уже находятся в космосе, спутники для «Коперника» уже в последней фазе разработки. Однако, это совершенно не значит, что польские фирмы не смогут принять участия в проектах. По моему мнению, следует с чего-то начать. Нужно дать польским фирмам возможность разработать хотя бы часть какого-либо проекта. Мы не должны строить большие ракеты или огромные спутники. Я думаю, найдётся несколько десятков польских фирм, которые будут в состоянии поставлять Европе части спутников на рыночных условиях. И даже в таком случае это будет серьёзный прогресс в этой сфере.

- Мы беседовали с Петром Орлеаньским, заместителем директора Центра космических исследований Польской академии наук.

PR/jk

Copyright © Polskie Radio S.A О нас Контакты