В студии Польского радио – директор и член правления Фонда польского-немецкого сотрудничества Корнелиус Охманн.
- Как вы считаете, насколько правдиво утверждение о том, что Германия играет ключевую роль в формировании восточноевропейской политики?
- Это утверждение правдиво, однако, важно то, что это не немецкая, а именно европейская восточная политика. Кроме Германии, важную роль играет также Польша, причем с момента своего вступления в состав Евросоюза. Если же речь идет об Украине, то именно Польша в течение последних лет была, так скажем, адвокатом Украины на европейской политической арене. Несмотря на это, Польша официально так и не вошла в так называемый нормандский формат переговоров, касающихся конфликта на востоке Украины.
- Если говорить о «нормандском формате» по вопросу конфликта в Украине, то есть переговоров с участием Франции, Германии, Украины и России, то позвольте привести мнение министра иностранных дел Польши Гжегожа Схетыны. Он сказал, цитирую: «Ситуация приобрела настолько большое значение, а конфликт между Украиной и Россией стал настолько глубоким, что без участия США, без участия всего Евросоюза, то есть без возвращения к так называемому женевскому формату, шансы на разрешение вопроса невелики». Как вы полагаете, существует ли возможность изменения формата переговоров?
- На данный момент развитие ситуации привело к последним Минским соглашениям и мы должны по возможности их придерживаться. Изменится ли формат переговоров? Я лично считаю, что рано или поздно американцы вернутся к этой дискуссии тем или иным образом.
- С политической точки зрения отношение Германии к конфликту в Украине вполне однозначно. Недавно канцлер Германии Ангела Меркель после встречи с президентом Украины Петром Порошенко заявила, что Германия не признает аннексии Крыма Россией, поскольку, по ее мнению, это нарушение мира в Европе. А вот что думают представители немецких экономических кругов по поводу позиции немецкого правительства по отношению к России?
- В этой ситуации следует подчеркнуть, что на данный момент видно полное преобладание именно политического подхода к проблеме. Конечно, экономические круги пытаются с помощью лоббирования своих интересов хоть как-то повлиять на ситуацию, однако, в кризисных моментах всегда всё решает политика. Более того, представители экономических кругов занимают разные позиции. Есть, например, группа, которая подчиняется политическим решениям. Однако, есть в Германии и определенные промышленные группы, которые очень заинтересованы в сотрудничестве с Россией, ведь обороты немецко-российской торговли составляют 77 миллиардов евро. Подчеркну, что торговые обороты Германии и Польши составляют 88 миллиардов евро. В свою очередь, показатель торговли с Украиной составляет лишь 5 миллиардов евро. Так или иначе, объем торговли Германии с Россией и Украиной катастрофически снизился за последний год, а торговля с Польшей продолжает развиваться.
- Готова ли Германия поддерживать продление экономических и политических санкций по отношению к России?
- Конечно! Никогда не было никаких сомнений по этому поводу. Появляются спекулятивные утверждения со стороны других государств, но я не знаю ни одного немецкого политика, который когда-либо поставил бы санкции под сомнение. Конечно, следует принять во внимание ситуацию некоторых немецких фирм, для которых экспорт в Россию – это вопрос быть или не быть. Даже если такая фирма подчиняется политическому решению, то она нуждается хоть в какой-то поддержке. И именно в этом направлении Германия может двигаться.
- Как вы полагаете, можно ли говорить о единстве по отношению к России внутри Евросоюза? Известно, что, например, Греция и Венгрия продолжают сотрудничество с Москвой.
- Это проблемы отдельных стран. Я считаю, что на данный момент, восточноевропейская политика Евросоюза – это огромный успех его руководства. Важную роль играет председатель Европейского совета, бывший премьер-министр Польши, Дональд Туск, который старается создать компромисс между государствами-членами Евросоюза. Следует обратить внимание на то, что ожидания российской стороны были совершенно другими. Россияне не могли принять во внимание того, что Евросоюз займет четкую позицию. Ведь накануне кризиса произошли изменения в руководящем составе Евросоюза и то, что ему удалось сохранить единство – это огромный успех, которого не ожидали ни россияне, ни эксперты.
- Свое мнение в эфире Польского радио высказал директор Фонда польского-немецкого сотрудничества Корнелиус Охманн.
PR/jk