В гостях у Польского радио бывший министр обороны Польши, председатель исполнительного совета неправительственного Евроатлантического объединения, Януш Онышкевич.
- Как вы считаете, Евросоюз достаточно последователен в своем отношении к аннексии Крыма Российской Федерацией?
- На первый взгляд – да, поскольку Евросоюз несогласен признать аннексию. Европа протестует против нарушения ряда документов международного законодательства, под которыми Россия ранее поставила свою подпись. Однако, если говорить откровенно, то проблема Крыма в определенном смысле стала забываться, поскольку на первый план выходит ситуация в Донбассе.
- По вашему мнению, проблема Крыма стала забываться из-за несогласия по этому вопросу внутри Евросоюза или по причине того, что по этой проблеме уже ничего нельзя сделать?
- Есть такое мнение, что возвращение Крыма Украине, если вообще возможно, то лишь в результате длительного процесса. А на данный момент речь идет о том, чтобы конфликт не разрастался, чтобы не случилось того, что было после первых Минских соглашений, то есть очередных актов агрессии поддерживаемых Россией сепаратистов. В связи с этим проблема Крыма уходит, так скажем, на второй план.
- Не видит ли Евросоюз угрозы в факте изменения границ?
- Безусловно, видит. Я думаю, что и Евросоюз, и США, и практически все международное сообщество, если можно так выразиться, ещё раньше прозевали то, что случилось в 2008 году в Грузии. Ведь если конфликт в Южной Осетии можно хоть как-то оправдать тем, что его начали грузины и преувеличенная реакция России имела хоть какой-то смысл, то, в свою очередь, в случае другого района, то есть Абхазии, Россия просто-напросто совершила аннексию.
- Как вы считаете, Крым, являющийся сейчас частью России, может быть угрозой для Евросоюза?
- Конечно, он может стать источником некоторых проблем. Одна из них, о которой, кстати, очень мало говорится, это проблема разделения экономической зоны на Черном море. Вход Крыма в состав Российской Федерации приведет, безусловно, к повышенным требованиям России в отношении территории Черного моря, имеющей огромное экономическое значение. Там есть нефть и газ, есть огромная рыболовная зона. Ну, и, кроме того, Крым является полуостровом, хотя фактически это остров, поскольку он соединен с континентом очень узким перешейком. У Кремля вряд ли хватит средств на построение моста через Керченский пролив, который мог бы соединить Крым с территорией России. Поэтому Москва, без сомнения, будет пытаться получить сухопутный доступ к полуострову с помощью захвата всей юго-восточной части Украины.
- Давайте посмотрим на эту проблему с милитарной точки зрения. Некоторые эксперты полагают, что Россия намерена сделать из Крыма, своего рода, стационарный авианосец.
- В свое время уже говорилось, что тот, кто контролирует Крым, контролирует Черное море. В связи с этим такие страны как Румыния или Болгария и, конечно, Турция не могут относиться спокойно к аннексии Крыма. Тем более, что Россия все время пугает тем, что намерена расположить в Крыму сверхсовременные ракеты, а, может быть даже, тактическое ядерное оружие. Это, без сомнения, очень сильно повлияло бы на ситуацию в целом регионе.
- На данный момент неизвестно, есть ли уже ядерное оружие в Крыму или нет.
- Россияне этого не подтверждают, однако, это не значит, что они не могут сделать это в очень быстром темпе. Расположение тактического оружия это вопрос всего лишь нескольких часов, поэтому всегда можно это оружие туда привезти, и всегда его можно оттуда забрать.
- Как вы полагаете, что может сделать Евросоюз, если речь идет об аннексии Крыма и конфликте на востоке Украины?
- Евросоюз должен, в первую очередь, продлить или даже ужесточить санкции, поскольку последние Минские соглашения систематически нарушаются. Кроме того, Евросоюз должен серьезно задуматься над тем, как поддержать украинскую армию. Утверждение о том, что военная поддержка Украины лишь обострит конфликт, является, по меньшей мере, странным.
- Гостем эфира Польского радио был бывший министр обороны Польши, председатель исполнительного совета неправительственного Евроатлантического объединения, Януш Онышкевич.
PR/jk