Европейская комиссия 28 апреля представила новую стратегию внешней безопасности ЕС на период 2015-2020 год. Среди приоритетов – борьба с терроризмом, с организованной преступностью, а также киберприступностью. В студии Польского радио генерал Владислав Козей, глава Бюро национальной безопасности Польши рассказал о главных угрозах для безопасности ЕС и Польши.
Если говорить о приоритетах стратегии внешней безопасности ЕС, то представляет ли терроризм большую угрозу для безопасности Польши?
«Если говорить о терроризме, то угроза есть и для Польши она также увеличивается. Это связано с тем, что сейчас он возобновился в Западной Европе, внутри ЕС, поэтому терроризм может проникнуть и на нашу территорию. В то же время, источников угрозы внутри самой Польши сейчас нет. Увеличение угрозы терроризма связано с настроениями радикалов, но также и с обучением террористов на Ближнем Востоке, в Сирии, в Ираке, которые выезжают, потом возвращаются к себе, набираются необходимого опыта, а потом сбрасывают свои негативные эмоции».
Если говорить о нации, религии, культуре, то можно сказать, что польское общество довольно гомогенно. Так ли должно выглядеть общество, когда вопросы касаются безопасности? Или, если взять пример Франции, то там террористами становятся французские граждане?
«Да, и французские граждане тоже, но те, которые прибыли в страну, которые жили в анклавах, в таком обособлении, которое становится местом рождения радикализма и фундаментализма. Та стратегия мультикультурности, которая была принята в Западной Европе, себя не оправдала. Потому что это такая мультикультурность, которая сосуществует, но не взаимодействует. Именно это привело к тому, что радикализм и фундаментализм сохранялся в тех анклавах. И сейчас «взрывается» даже в последующих поколениях».
Обращая внимание на опыт соседей, должна ли Польша принимать иммигрантов из Африки?
«На мой взгляд, это неизбежно. Так устроен мир, что люди постоянно перемещаются. Тем более, что трудно представить, чтобы мы, как часть Европы - очень открытого континента, стали закрывать границы и изолироваться. Вопрос только в том, какую стратегию принять, чтобы не повторить ошибок Западной Европы».
Если говорить о внешней безопасности ЕС, то какие угрозы являются самыми большими?
«Есть две угрозы, нет, даже три. Первая, это то, что происходит сейчас в восточной части Европы. Это политическая стратегия России. Вторая – это южная эмиграция жителей исламских стран. Ну и третья – это терроризм».
А то, что сейчас происходит за восточными границами Польши, можно ли назвать «затишье перед бурей»? Как дальше поведет себя Россия?
«По моему мнению, возможны все варианты. Хотя крупномасштабное наступление, по крайней мере в ближайшие месяцы, с точки зрения России, не является рациональным шагом. Для них было бы выгодным сдерживать всякую агрессию до того времени, пока Европа размышляет о том, что же делать с санкциями в отношении России. Сейчас Россия не в самой лучшей стратегической ситуации. А мы, как Европа, не должны ослаблять санкций, должны добиваться от России выполнения вторых минских договоренностей, а значит получения для Украины контроля над территорией, граничащей с Россией. Если говорить об Украине, то Европе также хотелось бы, чтобы там поскорее прошли реформы, но нужно помнить о том, что она находится в состоянии войны. Хотя без реформ, Украина не сможет получить мощную финансовую поддержку со стороны Европы. Пока она не станет страной предсказуемой, рационально организованной, пока там не перестанут править олигархи, не будет ликвидирована коррупция и т.д. Украина должна провести реформы, только мы здесь в Европе должны помнить, что не можем добиваться от Украины быстрого темпа. Потому что в данный момент она должна бороться за свою безопасность».
Гостем Польского радио был генерал Владислав Козей, глава Бюро национальной безопасности Польши.
sz