Logo Polskiego Radia
Print

Вы не были на Гаити?

PR dla Zagranicy
Irina Zawisza 13.05.2015 10:00
  • "Галька/Гаити" - о проекте Польского павильона на Венецианском Биеннале 2015
Недавно там можно было стать зрителем уникальной постановки – оперы Станислава Монюшко «Галька».
C.T. Яспер,Иоанна Малиновская"Галька/Гаити". Кадр из многоканальной видеопроекции. Фотография любезно предоставлена художниками и Национальной галереей  искусства "Захента".
C.T. Яспер,Иоанна Малиновская"Галька/Гаити". Кадр из многоканальной видеопроекции. Фотография любезно предоставлена художниками и Национальной галереей искусства "Захента". Foto: Barbara Kaja Kaniewska, Mateusz Golis/ © C.T. Jasper, Joanna Malinowska/Источник: www.zacheta.art.pl

Спектакль шел в исполнении артистов Театра «Вельки» имени Монюшко в Познани и... жителей гаитянской деревни. Причем в естественных декорациях. То есть на улице, в окружении коз, кур, экзотических растений, бегающей деревенской детворы. Впрочем, сейчас, чтобы всё это увидеть, вместо Гаити стоит отправится в Венецию, где в Польском павильоне на Биеннале искусств 2015 представлен весь проект «Галька»/Гаити посвященный этому театральному событию. Но не только ему... У нашего микрофона куратор проекта Магдалена Москалевич:

Магдалена Москвалевич: Артисты, которые представляют Польшу на Биеннале в Венеции –Си Ти Яспер и Иоанна Малиновская черпали вдохновение из фильма Вернера Герцога 1982 года «Fitzcarraldo» (Фицкаралдо»). Это история шального ирландца, который в начале 20-го века решил построить оперу в перуанских джунглях. Мы подумали о своеобразном повторении этой истории, но в новом контексте. Так, чтобы с одной стороны показать аспект колониализма, которым она подшита, а с другой – придать ей современный смысл. Шаг за шагом мы пришли к истории появления поляков в поселении Казале на Гаити – потомков солдат армии Наполеона, отправленных туда в начале 19-го века для подавления восстания рабов.Это были солдаты, вступившие в ряды наполеновской армии, чтобы бороться за независимость Польши. Но на Гаити они оказались не по своей воле. Более того, они солидаризовались с повстанцами. Около трехсот из них законичлос войну на стороне независимого Гаити, и в благодарность за это в первой Конституции Республики Гаити от 1805 года есть запись о специальных привилегиях и присвоении гражданства полякам как единственным представителям белой расы в этой Республике, предназначенной исключительно для черных граждан».

- Проект состоит из двух частей – театральной и литературной, что обусловлено спецификой польско-гаитянских связей:

Магдалена Москалевич: «Гальку» было решено поставить по двум причинам. Это польская национальная опера, шедевр 19-го века, который сегодня воспринимается как немного «музейный», и нам хотелось, чтобы потомки польских солдат на Гаити, которые говорят о себе Le Polone познакомились с культурой своих предков. А книга ученых-источиков и искусствоведов о малоизвестных аспектах польско-гаитянской истории является интеллектуальной базой всего проекта. На Биеннале в Венеции мы показываем документальный фильм о постановке оперы, снятый в реальном времени. Он представлен на огромном полусферическом экране, аоосциирующемся с модой на панорамы 19-го века, еще до изобретения «движущихся картинок», то есть кино. А книга содержит фотографии, процесс работы с местным населением Казале над спекаклем и статьи антропологов, дипломатов, историков о гаитянской революции в историческом и современном международном контексте».

- С 6 мая в Польском павильоне побывало более 20 тысяч человек, и проект «Галька/Гаити получил большой международный резонанс. А вот что о необыкновенном опыте постановки польской оперы в гаитянской деревне сказал режиссер Павел Пассини, который сейчас находится в Венеции, но связался с нами по скайпу:

Павел Пассини: «Это был большой вызов, также с точки зрения работы с публикой, которая в этом случае была также действующим лицом. Для меня как режиссера было очень важно, чтобы этот спектакль, разыгранном в таком «нетеатральном» пространстве, посреди дороги, по которой ездят моторолеры, стал не нахальным вторжением в общее пространство жителей деревни, а своего рода встречей. Что меня больше всего волновало – это факт, что эта «публика» никогда раньше не встречалась с театром ни в качестве зрителя, а тем более актера. И мы с солистами Познаньской оперы там почувствовали, как казавшийсянам устаревшим сюжет оперы Монюшко - история деревенской девушки, соблазненной и покинутой молодым шляхтичем - приобрела в условиях существующих на Гаити резких социальных разделений свежесть и актуальность. Это было необыкновенное переживание как для поляков, живущих на Гаити, так и для нас. Мы как бы заново открыли оперу «Гальку сами для себя».

Ирина Завиша: А я добавлю, что презентация проекта «Галька/Гаити» для журналистов в Варшавской государственной галерее «Захента», тоже произвела на меня огромное впечатление. Особенно трогательным было исполнение гаитянами в современной одежде польского полонеза...

Гаитяне

Гаитяне - участники оперного спектакля "Галька" танцуют полонез. Кадр из видефильма "Галька/Гаити". Фото любезно предоставлено
Foto: Barbara Kaja Kaniewska, Mateusz Golis. © C.T. Jasper, Joanna Malinowska
Copyright © Polskie Radio S.A О нас Контакты