В немецкой Баварии проходит саммит «Большой Семерки», на котором – как сказал Барак Обама перед его открытием – обсуждается ряд глобальных вызовов: развитие мировой экономики, рабочие места, сохранение сильного и процветающего Евросоюза, трансатлантические торговые отношения, российская агрессия на Украине, борьба с угрозами, исходящими от насильственного экстремизма и изменение климата. Еще одна ключевая тема – греческий долговой кризис. Глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер исключил выход Греции из еврозоны, но сообщил перед открытием саммита, что огорчён позицией Афин.
Саммит «большой семерки» проходит без участия России. Напомним, «Большая Восьмерка» стала «Семеркой» на фоне украинского кризиса и ухудшения отношений Москвы с Западом. Россия не входит в этот неформальный клуб с марта прошлого года. А гостем Польского Радио был евродепутат Яцек Сариуш-Вольский. Ангела Меркель и до саммита, и во время его открытия сказала, что она не видит возможности возвращения России в группу «Большой Восьмерки», в которую входят самые влиятельные страны мира.
Не только влиятельные, но также разделяющие определённый каталог ценностей, что на этот раз особенно подчеркивалось, объясняя, почему в этой группе уже нет России и скорее всего еще долго не будет. Эти страны – США, Канада, Япония, европейские Германия, Франция, Италия, Великобритания и ЕС как таковой – придерживаются установленных канонов международного права, а также ценностей, которые на них основываются. Для авторитарных режимов и для стран, которые ведут войну у соседей, в этой группе места нет. И это очень выразительно прозвучало в самом начале саммита G7.
Дональд Туск, председатель Совета Европы, сказал, что обсуждения вопроса санкций против России возможны в контексте их ужесточения, советники Барака Обамы о санкциях говорят в контексте продления…
Обсуждение российско-украинского вопроса заняло практически половину программы вчерашнего (первого) дня саммита. Есть согласие всей «семёрки» относительно того, что санкции не должны быть отменены, и нет никого, кто бы был против этого. Означает ли это единодушие в Европейском Союзе? Думаю, что у некоторых будут недовольные лица… Несмотря на опасения, что вето на продление санкций могут наложить некоторые дружественно настроенные по отношению к России страны, наблюдается далеко идущее единогласие по этому вопросу, то есть действие санкций против России будет продлено. Но я не думаю, что санкции будут ужесточены.
В свою очередь российские политики, когда речь идет о санкциях со стороны Запада, говорят, что в этом ничего страшного для России нет… А вот недавно бывший министр финансов России Алексей Кудрин в выступлении в российском Совете Федерации сказал, что из-за санкций ВВП России уменьшился на 1-1,5% брутто. Он также сказал, что дно российского экономического кризиса еще впереди. Значит, санкции результативны?
Санкции результативны и все источники, которым можно доверять, это подтверждают. На самом деле ситуация еще хуже, чем говорит Кудрин, бывший министр финансов. Санкции обошлись России в 4% ВВП. Капитал уходит из России – это касается разных отраслей – что посредственно влияет на конъюнктуру в российской экономике. А россияне, ну что ж… во-первых, пропаганда их обманывает, а во-вторых, они делают милые лица при плохой игре… Ведь совсем недавно они делали все, чтобы санкции были аннулированы. В частности, думаю, что операция «Греция», которая не удалась, была нужна для того, чтобы какой-то троянский конь в Европейском Союзе наложил в июне вето на продление санкций.
Кстати о Греции – поскольку Вы начали говорить – что далее с этой страной?
Мне кажется, что премьер Греции Алексис Ципрас зашел слишком далеко. Глава европейской Комиссии Жан-Клод Юнкер продемонстрировал воистину ангельское терпение. Ведь Ципрас выбил его из колеи, отбросив принцип, что правительства могут меняться, но обязательства остаются. Если бы было так, как считает премьер Греции, то в Европейском Союзе нужно бы было заново проводить все переговоры. Поэтому Грецию прижали к стене, а у Евросоюза уже не осталось маневров. Как сказал Юнкер, он уже не может достать кролика из шапки. В Брюсселе в кулуарах говорят, что, может быть, Путин пообещал Ципрасу бросить спасательный круг, но не бросил. На данный момент ситуация напряженная.
Европейский Союз может спасти Грецию, вызволить из долговой ямы…
Европа может спасти Грецию, но она не может себе позволить нарушать нормы. В противном случае сработал бы эффект домино, потому что если окажется, что Брюссель можно заставить нарушать установленные нормы (не следовать правилам), то скоро произойдут перевороты в странах, правительства которых ввело в своих обществах строгую экономическую дисциплину. Речь идет о Испании, Ирландии, Португалии. Вопрос: что скажет Италия и вся южная Европа, которая не любит затягивать пояса? Так что здесь дело не в деньгах – потому что экономика Греции не настолько большая, долги можно погасить – здесь дело в принципе.
Jedynka/Kira