О причинах кризиса на линии Афины-Брюссель в Польском Радио рассказал Гжегож Демидович, бывший многолетний посол Польши в Греции. Часто можно услышать, что правительство Греции пророссийское, так ли это?
Греки вообще пророссийские, это связано с историей. Обратите внимание, когда греки стонали под оттоманским сапогом, Россия вела войну с турками и чаще всего выигрывала, это влияло на политическую ситуацию в Греции. Напомню еще, что во времена царя Александра I один из греческих лидеров, приверженец независимости Греции, был даже министром иностранных дел Российской Империи. Кроме политических симпатий, нужно иметь в виду религиозное сообщество, православие, ортодоксию. Все это вместе создает в Греции расположенную к России атмосферу, не говоря уже о многих группировках и левых политических тенденций в греческом обществе.
Кроме симпатии, есть ли какое-то движение по сближению Греции и Российской Федерации? Может ли Греция обратиться за помощью к Москве с в случае финансового краха?
Нет, это невозможно. Россия сама переживает серьёзные экономические проблемы, поэтому поддержка Греция не идет в счет. Также, как и последнее высказывание премьера Турции Ахмета Давутоглу, что его страна готова оказать соседу (то есть Греции) далеко идущую помощь. Это пиар-ход. Хочу напомнить, что греческий премьер Алексис Ципрас подписал вместе с другими лидерами ЕС документ о продлении санкций против России. Поэтому даже если есть большая симпатия, то нет любви, которая выражалась бы в миллиардах евро.
Какую игру ведет на данный момент правящее объединение левых партий «Сириза», правительство в Афинах?
Все греческие политики в течение последних нескольких лет повторяют, что они днём и ночью ни о чем другом не думают, только о том, как облегчить судьбу своего народа. На самом деле, если говорить серьезно, игра идет за политическое будущее премьера Ципраса и политической силы «Сириза». Из многих источников известно, что «Сириза» не является однородной партией, она разделена, состоит из многих группировок, иногда их взгляды крайне разнятся. В последние дни, после краха переговоров в субботу и воскресенье, внутри «Сиризы» появилась группа лидеров, которые хотят возобновить переговоры и договориться с Брюсселем…
В среду министры финансов еврозоны должны были провести встречу с тем, чтобы обсудить последние греческие предложения, однако канцлер Германии Ангела Меркель исключила дальнейшие переговоры до воскресного референдума в Греции. Как вы считаете, не разочаровались ли греки в своем премьере?
Да, несомненно. По моему мнению, премьер Ципрас заплатит очень высокую политическую цену за пять месяцев правления «Сиризы». Очевидно, что глава правительства прекрасно играет на настроениях в обществе. Это касается и референдума в воскресенье. Напомню, что это второе после 1974 года такого рода голосование: тогда греки решали остаться ли им монархией или стать республикой, то есть решался ключевой вопрос. Референдум в ближайшее воскресенье тоже будет ключевым. Премьер и его ближайшее окружение бросило обществу девиз «нет!», по-гречески «охи!» в надежде, что оно его поддержит. Это слово очень глубоко укоренено в греческом обществе. Оно является неким символом – как для поляков восстание Костюшко или Варшавское восстание. Ибо в 1940 году, когда фашистская Италия Муссолини поставила ультиматум Греции, что итальянские войска пройдут через её территорию, чтобы напасть на Албанию с двух сторон, тогда слабая страна Греция сказала: «охи!», то есть «нет!». Это очень важный исторический момент. Теперь премьер Ципрас призывает своих граждан: давайте скажем «нет» в воскресном референдуме.
Вы думаете что общество послушает премьера? Что будет если греки скажут: охи, нет?
Но с другой стороны общество не выбирало премьера Ципраса главой правительства для того, чтобы он организовывал референдум, а для того, чтобы решал проблемы, чего он не делает. Он перекладывает проблемы на плечи среднестатистического гражданина. Это во-первых. А во-вторых, премьер Ципрас и «Сириза» были избраны не для того, чтобы вывести Грецию из зоны евро, в период всего греческого кризиса об этом даже не шла речь. На это сложные вопросы греки должны будут ответить. Напомню, что в Греции голосование является обязательным.
А может ли оказаться, что уровень поддержки зоны евро будет большим, а министр Ципрас либо решится предпринять другие действия, либо вообще подаст в отставку?
Еще месяц-полтора назад, я бы ответил с уверенностью «да», что поддержка зоны евро и членства в ЕС в Греции довольно большая и что это не подлежит сомнениям. Однако последние недели привели к большим колебаниям. Обратите внимание, что возмущены пенсионеры, это 4 миллиона 600 тысяч человек в стране с населением 11 миллионов. Они не хотят отказаться от своих 13-х и 14-х пенсий, чего польский, испанский или немецкий пенсионер даже представить себе не может. Поэтому баталиb будeт сложнsvb. Согласно последнему опросу общественного мнения 56-57% греков высказываются за выход из зоны евро. Но, может быть, в последнюю минуту переговоры возобновляться.
Dwójka/Kira