События 35-летней давности, которые вошли в историю как люблинские забастовки, развивались молниеносно. Протесты прокатились по всей восточной Польше. Это были крупнейшие забастовки в ПНР перед известным августом 1980 года, которые привели к созданию легендарного профсоюза «Солидарность». Непосредственной причиной стало повышение цен на продовольствие, введенное властями без предупреждения с 1 июля. Реакция рабочих застала всех врасплох, вспоминает Мирослав Качан, один из первых, кто остановил в Свиднике станки и объявил о начале забастовки: «Никто не ожидал, что в нашем регионе, в самом конце восточной Польши, в маленьком городке вспыхнет такой протест, ведь наша забастовка продолжалась 4 дня».
Спустя годы сотрудники завода вспоминают, что чашу горечи переполнила банальная причина - в столовой подорожали свиные отбивные: «Мы пошли как обычно на завтрак в столовую, и оказалось, что цена котлеты, я уже сейчас точно не помню, кажется, с 6 злотых выросла до 9-ти. И началось».
В полдень бастовали уже все рабочие. Больше всего запомнилась тишина, впоминает руководитель одного из цехов Тадеуш Козановский: «В первом павильоне, с которого все началось , в ходе нормальной работы, а мы работали иногда в три смены, был постоянный шум станков, но во время забастовки – полная тишина».
Рабочие были недовольны постоянно ухудшающимися условиями жизни. Они призывали улучшить поставки продовольствия в Свиднике. Мирослав Качан рассказывает, что в то время еще не было требований политического характера: «В основном это были социальные требования - повысить зарплату, не привлекать к отсвественности бастующих, заплатить за вынужденный простой на фабриках».
Забастовка вспыхнула в период глубокого кризиса общественного доверия к властям. Рабочие потеряли веру в обeщания руководства завода и партии. На очередных митингах рабочие требовали серьезного отношения, говорит Хенрик Гонтаж, который в то время работал электриком на заводе в Свиднике: «Хватит этого обмана и вранья, которое шло сверху. Не позволяйте себя обманывать, не идите на поводу каких-то обещаний. Должны быть выполнены требования рабочих, чтобы можно было договориться».
Рабочие Свидника осознавали, что их протест может завершиться трагедически, как это было в Познани в 1956 году и на Побережье во время забастовки 1970 года. Однако после завершения акции, протестующие поняли, что они достигли большого успеха, - подчеркивает тогдашний мастер смены Петр Карвовский: «Впервые Свидник сделал что-то, на чем позднее могла базироваться вся страна. Впервые были представлены требования, впервые был создан комитет, который вел переговоры, впервые было подписано соглашение, т.е. произошло то, чего до сих пор не было».
Тот факт, что протест завершился без применения силы и были выполнены требования бастующих работников, привел к тому, что был сломан барьер страха. В августе 1980 года забастовки прокатились по всей Польше- от Побережья по Силезию, - говорит Мирослав Качан: «Наш любимый Папа Римский призывал в 1978 году в Варшаве на площади Победы – пусть сойдет Дух Твой. Этот дух вначале сошел на Свидник, а затем отмаршировал в сторону Побережья, Ястжембе-Здроя. Мы живем этим событием. Мы не хотим ни у кого забирать должное, но мы хотим подчеркнуть, что наши события были важными в начале процесса преобразований и создания «Солидарности».
С 8 по 25 июля 1980 года на 150 предприятиях Люблина и региона бастовало свыше 50 тысяч рабочих. Волна рабочих протестов летом 1980 года дала начало эре «Солидарности» и падению коммунистического строя в Польше. В результате были подписаны т.н. «августовские соглашения» между коммунистическим правительством и бастующими рабочими, в которых, в частности, было предусмотрена регистрация независимого профсоюза «Солидарность», освобождение политзаключенных и создание памятника жертвам декабрьских протестов 1970 года. Кроме того в соглашениях говорилось о необходимости проведения экономических реформ в стране.
су/IAR