Фото: Википедия/Юлиуш Богдан Дечковский
Поляки продолжают вспоминать Варшавское восстание. Много говорится о героях-повстанцах и боевых действиях, но мало о мирных жителях. О том, чем жили варшавяне того времени в студии Польского Радио вспоминали Катажина Утрацкая из музея Варшавского восстания и коллекционер продуктовых карточек и любитель истории Ян Оленьский.
Как контролировался оборот питания во время фашистской оккупации? Как выглядела повседневная жизнь варшавян до 1-го августа? И что изменилось после восстания?
Ян Оленьский: После вторжения немецких войск в Польшу было введено регулирование оборота питания посредством продуктовых карточек. В первую очередь, это касалось хлеба, мучных изделий, и мяса. Нормы тогда были очень низкие – 400 калорий в день. Позднее, они были подняты до 800-900 калорий, но все равно оставались на очень низком уровне. Согласно рекомендациям Лиги Наций, дневная норма тогда должна была составлять не меньше 1600 калорий.
В военное время всегда так, еды мало, ее не хватает, но что поменялось начиная с 1-го августа?
Ян Оленьский: 1-го августа, когда вспыхнуло Варшавское восстание, эти карточки перестали действовать. У людей они были, но обслуживание по ним уже не было обязательным. Некоторые магазины их продолжали принимать, но это были исключения. На тот момент продовольствие в Варшаву не поставлялось, появившийся спрос нужно было как-то удовлетворять, это были тяжелые времена.
Мы часто вспоминаем Варшавское восстание в контексте либо военном, либо политическом, но очень редко – в прозаическом, о том, что что-то надо было есть.
Катажина Утрацкая: Действительно. Если мы обратим внимание на публикации, которые касаются Варшавского восстания, то в большинстве случаев речь пойдет о боях. С свою очередь, публикаций о повседневной жизни не хватает. Большинство подобной информации мы черпаем из воспоминаний очевидцев, которые сейчас публикуются, которые собирает Музей Варшавского восстания. Мы также стараемся сами записывать как повстанцев так и гражданское население. Стараемся узнать, как все выглядело в тылу. Мне кажется, это интересно и участникам Восстания и полякам и варшавянам. Как все это выглядело, как люди со всем справлялись. Самих повстанцев было 50 тысяч, в то время, как жителей левобережной Варшавы на момент восстания было 720 тысяч.
Мы располагаем документами, которые описывают ежедневный рацион солдат на момент 1-го августа 44-го года. Это были полкилограмма хлеба, 150 граммов овощей, 300 граммов мяса либо 180 граммов консервы, 50 граммов жира, 25 граммов сахара, 25 граммов кофе. В принципе, это был неплохой паёк. Но уже с сентября солдаты каждые два дня получали 300 граммов зерна, 50 граммов мяса, 20 граммов жира, 20 граммов сахара, 30 граммов кофе. И это демонстрирует, как драматично изменилась ситуация спустя месяц после Восстания.
Катажина Утрацкая: Не стоит также забывать, что речь идет о солдатском рационе, в то время, как гражданское население находилось в еще худшем положении. Во второй половине сентября царил голод. Было съедено все, что только можно было съесть, включая собак, котов и голубей. Варшавяне тогда питались так называемой «плюйкой», супом, вкус которого невозможно забыть. Ячмень мололи в кофемолках и варили на воде. Если удавалось добавить какого-то жира или мяса, только тогда это можно было съесть.
Ян Оленьский: Я бы хотел еще добавить одну интересную вещь. В 44-м году Варшавяне начали массово сажать огороды. Во время Восстания это очень пришлись кстати. Овощи росли прямо во дворах. Немцы не только разрешали подобную деятельность, но и всячески ее поощряли. Позже все эти овощи очень пригодились и то, что не было уничтожено – было съедено. Мне также известен факт, что на одном из фронтов повстанческие и немецкие войска разделяло картофельное поле. В один момент повстанцы заметили какое-то движения, начали стрелять и увидели, как немцы копают картошку. По всей видимости, тогда это поле имело важное стратегическое значение.
Как развивались события после Восстания?
Катажина Утрацкая: В первые дни восстания варшавяне начали закладывать первые кирпичики будущей городской администрации, которая в последующие насколько недель очень развилась. Именно эта администрация и начала заниматься людьми, чтобы как-то их кормить, искать для них крышу над головой. Тем не менее, еще долгое время, большая часть населения просто кочевала с места на место, люди жили на лестничных клетках, в подвалах.
pr3/ая