«1 августа 1944 года в Варшаве находилось полмиллиона женщин. В ходе героической битвы, окторая длилась 63 дня, они сражались, боялись, любили, оплакивали близких. Защищали своих детей, прятались в подвалах, бились на баррикадах. Переживали моменты триумфа и познавали горечь поражения. Многих из них погибли, многие были ранены, почти все потеряли состояние всей своей жизни и пережили испытания изгнания. Варшавское восстания было также их опытом». Так начинается книга Анны Хербих «Девушки Восстания», в которой автор на примере 11 историй рассказывает о том, каким был опыт женщин в этом сражении. Какими были эти женщины?
Анне Хербих: Это были достойные женщины, которые заботились о своей чести. После нескольких недель сражений, несмотря на грязную и разорванную одежду, их осанка свидетельствовала об элегантности. Эти женщины были слеплены как будто из другой глины. Моей целью было представить Восстание, эту страшную битву, о которой мы так много читаем, глазами женщин, т.е. совсем с другой перспективы. В период боев у женщин не было цикла, что для них было благословлением, потому что не было возможности мыться.
Но несмотря на такие сложности, судя по фильмам и фотографиям, это были очень красивые, молодые, цветущие девушки…
АХ: Потому что, это были очень молодые девушки, средний возраст 18 лет, которые только что закончили среднюю школу. А некоторые даже стремились к конспирации уже в возрасте 15-16 лет. Старшие коллеги не хотели их допустить к сражению, но иногда их брали, потому что они подходили к участию в Восстании с огромным энтузиазмом. Но это были молодые девушки, с косичками и бантиками, в летних платьях и в сандальях. Таков был среднестатистический возраст члена Армии Крайовой и движения сопротивления.
Особый интерес к Варшавскому восстанию вызван вашим семейным опытом, в нем принимали участие ваш дед, а бабушка в то время пряталась в подвале с маленьким ребенком – вашим дядей. Ее воспоминания завершают эту книгу. А как вы искали других героинь?
АХ: Я их искала в разных организациях – объединении повстанцев, в Союзе членов Армии Крайовой, все эти женщины являются членами каких-то обществ. Я искала интересные, разные истории - в интернете, в Музее Варшавского восстания, - истории женщин с разным опытом и из разных семей. Но у них у всех есть одна общая черта - все эти женщины родились в межвоенный период – период Второй Речи Посполитой. Это был необыкновенный край, которого я являюсь огромной патриоткой. Это было многокультурная, многонациональная, многорелигиозная страна. И именно память о такой Польше эти женщины лелеют в своем сердце. Истории начинаются в разный период, они рассказывают о своем детстве, затем о военном периоде и о жизни после войны.
Обложка книги Анны Хербих "Девушки Восстания"
Книга «Девушки Восстания» показывает, что женское отношение к войне имеет другое измерение. Да, они тоже были медсестрами, сапёрами, но храбрости требовали и другие ситуации, когда надо было спасать детей. Часто женщины не разделяли стремлений тех, кто шел в бой, о чем свидетельствует рассказ одной из ваших героинь – Халины Холовни:
АХ: Да, её муж был военным, он участвовал в Восстании и для него самым главным было не отдать город, сражаться до последней капли крови. Он предпочитал умереть на баррикаде, чем отдать город. А его жена хотела спасти своего ребенка и поэтому могла стерпеть капитуляцию Варшавы. Ей было все равно – самое главное, чтобы выжить вместе с ребенком. В этом заключалась разница, а ее муж не мог понять такой точки зрения, несмотря на то, что речь шла о его сыне.
Какое для вас имеет значение Варшавское восстание?
АХ: Прежде всего это доказательство того, что поляки это мужественный народ и что они могут всегда встать в бой в защиту своего достоинства и чести. Я естественно чту память военных Армии Крайовой, считаю, что мы должны им отдавать дань уважения. Но у меня другое отношение к решению руководства начать Варшавское восстание, потому что я считаю, что оно было неверным. Восстание не должно было начаться, потому что это был слишком огромный риск если посмотреть на пропорции сил поляков и врага. Было известно, что немецкая армия слишком огромная. Я на коленях стою перед солдатами Армии Крайовой, считаю, что они посвятили самое большое, что могли, свою жизнь во имя Польши, но командиры должны ответить перед судом.
Как вы относитесь к нынешнему празднованию годовщины Варшавского восстания? Изменили ли бы вы что-нибудь?
АХ: Да, изменила бы, потому что на мне кажется, что празднование имеет характер ура-патриотизма. Не хватает размышлений о том, а чем было на самом деле это событие? Ведь Варшавское восстание было резней Варшавы, резней невинных людей, невинного мирного населения, которое было уничтожено, невинного города, который был бомбардирован и полностью разрушен. Мне на хватает размышлений об этом, но это не должно противостоять дани уважения, которую мы отдаем повстанцам. Мы должны делать выводы, чтобы в будущем не совершать таких же ошибок.
- Большое спасибо.
Беседу вела Сандра Ужуле-Фонс