В связи с аномальной жарой и угрозой перегрузки энергосистемы правительство Польши во вторник приняло решение об ограничении до конца месяца в масштабах страны снабжения электроэнергией и ее потреблении. Коснется ли это производителей продовольственных товаров, которые хранят продукты в промышленных холодильниках, а также какие потери урожая ожидать от засухи – с студии Польского радио говорил министр сельского хозяйства Польши Марек Савицкий.
- Из-за засухи и знойной жары в Польше отключается электроэнергия. Это тоже будет касаться и производителей продовольствия?
- С уверенностью могу сказать, что самих производителей продовольственных товаров – нет, потому что они по государственным меркам потребляют не так много электроэнергии. В то же время, вчера поступили сигналы от некоторых предпринимателей, которые хранят замороженное мясо, фрукты и овощи, и в их случае отключение электричества понесло бы за собой большие потери. Поэтому еще вчера я подготовил для министра экономики, а также для министра инфраструктуры письмо, чтобы продовольственники не попали под этого рода санкции. По этому поводу у меня нет сомнений, что они прислушаются, поскольку продукты питания должны храниться в определенных условиях.
- Несколько дней назад вы обращались к воеводам с просьбой информировать министерство о продовольственных потерях из-за засухи на полях. Есть ли у правительства представление о ситуации?
- Я призываю не только воевод, но и войтов (глав польских гмин), чтобы они создавали эти комиссии, потому что именно они их формируют, а воевода их только утверждает. И, к сожалению, они еще не везде созданы. Я думаю, что у местных властей есть опасения по поводу того, что с учетом возможного понижения или погашение фермерского налога, а также отсрочки взноса на пенсионное и рентное страхование, будет нагружена казна местных властей. Ситуацию может спасти специальная программа помощи от государства. Я верю, что министр финансов отступит от обязательства понижения субвенций или понижения налога. Я буду призывать к этому, а если нужно – то у нас есть еще время для того, чтобы изменить закон, и, учитывая инцидент, не наказывать гмины, которые воспользуются правом понизить налог для фермеров, пострадавших от засухи, низкими субвенциями. Я уже говорил с премьером Эвой Копач и с министром финансов о том, чтобы каждое ведомство пересмотрело свой бюджет с целью найти возможные средства и предназначить их для смягчения последствий засухи.
- Какие резервы Министерство сельского хозяйства нашло у себя в бюджете?
- Для этой цели у меня есть средства, которые ранее предназначались на страхование сельскохозяйственных полей и животных, а также на доплаты к специальной программе, которая реализуется много лет польским правительством, в размере 200 млн злотых. Учитывая, что не все средства были использованы, у нас в распоряжении есть около 60 млн злотых (около 15 млн евро), которые мы можем использовать для этих нужд. Однако, для того, чтобы выступить с какой-либо программой помощи фермерам, учитывая масштаб засухи, нам необходимы сотни, а не десятки миллионов злотых.
- Какой масштаб засухи в Польше? В субботу премьер-министр Эва Копач заявила, что засуха коснулась полумиллиона гектаров, вы вчера говорили, что может быть миллион.
- Это те данные, которые у нас будут сегодня, потому что каждого десятого числа институты предоставляют информацию о том, какие регионы и в каких масштабах имеют пониженный водный баланс. Но хочу отметить, что на этой неделе сохранится очень высокая температура, и на кукурузных полях на восток от Вислы, в частности в Мазовецком и Люблинском воеводствах, эта засуха не проявилась так, как на этой неделе. Эти воеводства пострадали за последнее время. Кукурузе и другим овощам не была поставлена вода в должной мере, поэтому эти поля могут понести убытки. Если не будет осадков – под угрозой также урожай сахарной свеклы.
- Условия предоставления помощи аграриям, которые пострадали от засухи, по вашим словам, будут зависеть от оценок убытков, которые будут известны в конце августа – начале сентября. То есть до конца месяца мы не будем знать, что это будет за помощь и на что рассчитывать фермерам?
- Я думаю, что до конца августа будем знать, по крайней мере – будем прогнозировать. В то же время, мы понимаем нетерпеливость аграриев и знаем, что даже если урожаям ничего не угрожает и они соберут пшеницу, репу и другие продукты, то получат прибыль за это только через несколько недель, а может и через несколько месяцев, зависимо от того, на каких условиях они подписали договора. Поэтому я их понимаю. Нам также не стоит забывать о том, что после засухи такого масштаба проблемой является не только низкий урожай и малые доходы в госбюджет, но и большие средства на восстановления сельско-хозяйственных угодий.
- В связи с засухой Польша должна будет согласовывать и вести переговоры с Брюсселем?
- От части, если мы будем выходить за рамки, мы должны будем это отмечать и подавать сигналы Брюсселю. Но, что касается госпрограммы, если у нас будут собственные оценки, то мы Еврокомиссию информируем, в то же время реализацию программы запустим.
PR3/ds