«Солидарность» 80-х начали рабочие судоверфей Гданьска, Гдыни и Щецина. Но очень скоро «Солидарность» объединила вокруг себя людей всех социальных слоев и кругов со всей Польши. Большую роль в событиях тех лет сыграли люди культуры. Активное искусство того периода создавалось не по заказу или приказу, а по велению души творцов, открыто выражавших свои взгляды и отражавших события и чаяния народа своей страны. Taкая позиция рождала большое доверие и облегчала взаимопонимание между артистами и обществом. Период «Солидарности» 80-х был обильным на художественные события и явления, созданные польскими режиссерами, актерами, музыкантами, литераторами. Оживленная неофициальная культурная жизнь, опирающаяся на это взаимное доверие и понимание стала важным фактором атмосферы 80-х. Как вы видите «Солидарность» как движение тогда и «солидарность» как понятие сегодня? – на этот вопрос отвечают трое выдающихся представителей польской культуры, активно действовавших в эпоху «Солидарности»:
- Актер и режиссер, директор варшавского Театра «Польски» Анджей Северин:
Анджей Северин
Фото: РАР/материалы Польского Радио
Анджей Северын: «Слово «солидарность» для меня имеет совершенное то же значение, что всегда. А именно – помощь тем, кто слабее. Если позволите, я поделюсь таким размышлением: то, что в Польше можно было назвать «эпохой «Солидарности», уже завершилось. Эта эпоха сделала свое дело. Лучше, хуже - есть разные оценки... Но сейчас мы находимся в совершенно новой действительности, в которой люди, родившиеся после 1989 года становятся активными, принимают участие в общественной жизни Польши, голосуют. И они уже не соотносят себя с тем, что мы назывем «эпохой Солидарности». Я никогда ту эпоху не забуду, для меня это повседневность. Но для более позднего поколения нормально, что они решили организовать свою жизнь иначе. И иначе, чем мы, выражать своё мнение по проблемам, как своим личным, так и страны. При этом я не чувствую себя старцем, выброшенным историей на обочину, я интенсивно работаю, наш театр очень активен, это театр молодой и театр молодых».
- Напомним, что прекрасным жестом сегодняшней солидарности Театра «Польски» и самого Анджея Северина стал проект «Украинские вечера», и о нем рассказывали в отдельной передаче.
- Замечательная актриса театра и кино Майя Коморовская, тоже носит польскую «Солидарность» 80-х в памяти и сердце:
Майя Коморовская
Фото: РАР/материалы Польского Радио
Майя Коморовская: «Я думаю, что это было действительно необыкновенное время объединения силы рабочих с интеллигенцией, с силой мысли. И сейчас невозможно не думать о Тадеуше Мазовецком, обо всех, кого уже нет с нами – о прекрасном Владиславе Бартошевском, о Брониславе Геремеке, о Яцеке Куроне. Но также о живущих героях «Солидарности», таких как Кароль Модзелевский, о целом движении оппозиции. Я очень люблю возвращаться мыслями к тому времени и перечитывать воспоминания Иоанны Щенсной о том, как это было. Та сила вызвала настоящий взрыв, люди как бы до нее дорастали. Ведь «Солидарность» объединяла очень разных людей, очень разных. Но в этом заключалась не только ее сила, но и сложность. Многие проходили через нее, однако позже уже не имели с ней ничего общего. Но то время мы всегда будем помнить».
- По мнению Майи Коморовской, понятие «солидарность» надо защищать от высокопарности и девальвации содержания:
Майя Коморовская: «Надо быть очень осторожным, потому что это слово может терять свою силу в обычных человеческих контактах. И здесь мне хотелось бы вспомнить ксендза-поэта Яна Твардовского, который действительно всегда был солидарен с людьми, находившимся в сложной ситуации, с теми, кого называют «маленькими людьми». Думаю, что чувство солидарности с нуждающимися в нашей помощи – это путь к Богу. Солидарность в повседневной жизни – это умение замечать других».
- А вот что думает о «Солидарности» и солидарности кинорежиссер Кшиштоф Занусси:
Кшиштоф Занусси
Фото: РАР/материалы Польского Радио
Кшиштоф Занусси: «Тогда это было движение, имевшее чисто политический, экономический и социальный характер. Но прежде всего, это само по себе – огромная ценность. Если мы не эгоисты, если мы не смотрим только на себя, значит мы должны быть солидарными со всеми, кто нуждается в солидарности. Кому стоит помочь, кому надо протянуть руку. И в этом смысле солидарность – это универсальная ценность. А то, что мы так назвали наше движение – я этому очень радусь и очень этим горжусь. Хотя оно у нас такой формы как когда-то сегодня не имеет».