Фото: facebook.com/polacydlauchodzcow/Agata Kubis
Вопрос о принятии 12 000 беженцев разделил Польшу на два лагеря. В субботу, 12-го сентября, по всей стране прошли митинги как тех, кто выражает симпатию к беженцам, так и тех, кто выступает против их принятия. Я побывал на митинге в Варшаве, который прошел под лозунгом «хлебом и солью», название которого говорит само за себя.
«Не бойтесь, не пугайтесь! Делитесь хлебом, солью и любовью! Пускай любовь и солидарность сегодня победят!»
Таким был главный манифест, который звучал со сцены под памятником астроному, философу и гуманисту Николаю Копернику. Здесь собралось несколько тысяч человек, у большинства из них в руках были флаги и нарисованные от руки плакаты с надписями: «Беженцы, добро пожаловать», «Люби ближнего своего, как самого себя», «Беженец = человек», «Мы все являемся мигрантами».
Фото: facebook.com/polacydlauchodzcow/Agata Kubis
Говорит Камиль Каминьский, организатор движения «Хлебом и солью» и одноименного митинга в поддержку принятия беженцев:
«Мы собрались, чтобы противостоять волне ненависти, которая охватила Польшу, и которая в какой-то момент стала особенно гадкой и очень опасной. Наш первый митинг мы провели 25-го июля, это было сделано для того, чтобы в публичном пространстве прозвучал другой голос, голос в противовес высказываниям разного рода фашистских организаций, которые сеют ненависть. К нашему сожалению, с того времени исламофобия и нежелание принимать беженцев только нарастали. Переломным моментом для тех, кто не ходит на подобного рода манифестации, стал случай, когда к берегу прибило тело трехлетнего ребенка. Тогда многие, добропорядочные люди решили, что пора сказать: стоп».
Фото: facebook.com/polacydlauchodzcow/Agata Kubis
Несмотря на плохую погоду – Варшаву в тот день окутали тучи, шел дождь, люди либо мокли, либо по трое-четверо прятались под зонтами – атмосфера на митинге оказалась на удивление светлой и теплой. Здесь царили человеколюбие и желание помогать. Я пообщался со многими людьми, оказалось, что все они – единодушны в своих побуждениях:
«Мы должны помогать всем, кто нуждается в помощи. Особенно мы, поляки, которым так же много раз помогали».
«Я здесь, чтобы выразить свое сочувствие тем людям, которых преследуют худшие в мире события, такие как война, насилие, риск потерять конечность или быть взорванным на бомбе, преследования, голод, холод и горе. Мы хотим показать, что в Польше не всегда было так хорошо. Когда-то нам помогли, теперь и мы можем помочь беженцам, которых, тем более, не так уж много».
«Своим присутствием мы хотим представить свой взгляд на тему гостеприимности и здравого смысла. Быть открытым к тому, чтобы помогать нуждающимся – значит исполнять этический долг и действовать согласно здравому смыслу».
Фото: facebook.com/polacydlauchodzcow/Agata Kubis
Казалось бы, желание помогать беженцам – абсолютно нормальное, но откуда тогда берутся те, кто не разделяет мнения митингующих под памятником Копернику. Аргументов несколько, основные два – «среди беженцев могут оказаться террористы» и «рано или поздно, их придется принимать не только хлебом и солью, но так же соцпомощью и рабочими местами». И вот, что мне ответили митингующие, когда я привел эти два аргументы:
«Конечно, террористы могут быть и, скорее всего, среди беженцев они будут, контролировать столь большой поток нелегко. Но, по большому счету, это ничего не меняет, потому что большинство беженцев – нормальные люди, которые нуждаются в помощи. Мы должны приспособиться к ситуации. Этой ситуации никто не хотел, ни они, ни мы, но она возникла, и нам нужно с ней справиться, всем вместе».
«Незачем бояться, что у тебя заберут твое рабочее место, если ты хороший сотрудник. Тем более, в случае поляков, у которых есть доступ к образованию, и которые живут в более-менее стабильной стране. У поляков больше возможностей быть хорошими профессионалами и иметь чудесную работу».
«Бесспорно, в нашей стране есть люди, которым живется несладко. Несомненно, что иммигрантам нельзя помогать за счет наших самых бедных граждан, но у нас очень много богатых людей. Мы должны делиться таким образом, чтобы не обделять тех наших граждан, кто живет в нужде».
Фото: facebook.com/polacydlauchodzcow/Agata Kubis
Волноваться по поводу денежных средств на принятие беженцев полякам незачем, все расходы по этому вопросу Европейский Союз обязуется взять на себя. Видимо, этого не знал и молодой парень с флагом Польши не шее, который как раз возвращался с митинга против беженцев:
«Во многих польских семьях дети так же голодают, а мы должны принимать иммигрантов. Мы не за такую Польшу боролись. Многие бедные семьи не располагают теми же привилегиями, что и беженцы, которые бесплатно получают жилье, в то время, как бедным семьям негде жить».
Если аргументы этого молодого человека еще как-то можно понять, ссылаясь на незнание, то аргументы еще одного участника митинга против беженцев – объяснить и вовсе тяжело:
«Я против беженцев, потому что это не беженцы, это пятая диверсионная колонна, это – саботажники. Да, в глаза может броситься, что там на сотню мужиков есть один ребенок и одна женщина, но в израильской армии – тоже есть женщины».
Организатор движения «Хлебом и солью» Камиль Каминьский уверен, что подобные мысли порождает обычный человеческий страх и незнание:
«Страх является основным звеном, провоцирующим ненависть. Незнание того, чем является ислам, отсутствие контакта с этими людьми, ведет к тому, что об этом узнают из средств массовой информации. В СМИ же мусульманин, в основном – это мужчина с бородой, который бегает неизвестно-где по горам, с карабином в руках и убивает неверных. Да, такая группа существует и она опасна, но это даже не процент, это промилле. Я за то, чтобы, в первую очередь, разглядеть человека. Не массу людей – беженцев, мусульман, а отдельного человека».
Фото: facebook.com/polacydlauchodzcow/Agata Kubis
В этот день, несмотря на то, что митингующих была масса, я разглядел очень много людей, поляков, которые искренне верят в то, что беженцы – это не пятая колонна, призванная уничтожить Европу, а обычные люди, которые попали в беду, и которым, по-человечески, нужно помочь. И я верю, что так оно и будет, несмотря на миллионы тех, кто против, тех, кто просто боится.
Артур Яворский