Урасэнкэ — это название семьи, дома, расположенного в Киото, члены которого вот уже на протяжении 400 лет профессионально занимаются искусством Чая. Всего в Японии и за ее пределами насчитывается несколько сотен тысяч людей увлеченных этой культурой. На протяжении всей своей жизни, следуя по пути чайных ритуалов эти люди стремятся, к идеалу. Такой путь выбрала для себя также полька Уля Мах-Брайсон.
Япония разработала систему искусства разных путей. Это огромное богатство японской культуры, которым стоит пользоваться и которое я продвигаю. В Японии с давних времен существовало такое понятие, что если кто-то чем-то увлеченно занимается и у него это хорошо получается, то такой человек следует по пути. Например, о плотнике-профессионале, который с любовью относится к своей работе, в Японии говорят, что он следует по пути дерева. Т.е. он нашел то, что ему нравится, выбрал свой путь и изучает его таким образом, чтобы достичь в своем ремесле совершенства. Концепция пути, которая часто появляется в японской культуре, нам хорошо известна – она есть в дзюдо, айкидо, кендо. «До» означает путь. Например икебана, по-японски называется кадо, т.е. путь цветов. И то, чем я занимаюсь – ча дo– это путь чая, только он не связанных с боевыми искусствами, а с изобразительным искусством.
Этот путь Уля начала в 1996 году, с учебы на японской филологии в Варшавском университете. В Варшаве она начала ходить в кружок японского чайного искусства, а затем, будучи на стипендии в Киото, углубляла своим знания на курсах уже в самой Японии.
- Меня очаровало атмосфера этих встреч, это было своего рода напряжение, которое было связано с неловкостью, незнанием этикета. Одновременно это было огромное внимание, которое уделяется спутникам во время чаепития, предметам, способу обхождения с предметами - нежно и осторожно. Все это меня очаровало с первых минут и я посчитала, что это очень благоприятное окружение для человека, что человек должен функционировать именно в таком окружении, полном внимания, сердечности, но также дисциплины и желания показать себя с как можно лучшей стороны.
Показательная церемония приготовления японского чая польского общества Чайного пути Урасэнкэ в Национальном музее в Варшаве
- Когда мы только начинаем изучать чайный путь, мы не осознаем, насколько это глубокий мир. И изначально к этому проявляется легкое отношение, т.е. на курсы приходят в кроссовках, джинсах, майках, а потом оказывается, что надо сесть на коврик, при этом в белых носках, которых зачастую просто нет.
Почему белые носки? - спросите вы.
- Чайный путь имеет 4 основных принципа, которых мы придерживаемся упражняясь и практикуясь во время организации чайных встреч - wa, kei, sei, jaku - гармония, уважение, чистота и спокойствие. Белые носки – это символ физической чистоты. Смена свежих белых носков меняет наше самочувствие. Мы ходим в них по коврику, на котором пьем чай, т.е. мы ходим ногами по нашему собственному столу, а также это имеет духовное значение – мы входим с чистым сердцем.
Углубиться в меандры японского чайного пути Уле Мах-Брайсон позволила стипендия от рода Урасэнкэ.
- Традиций чайного пути в Японии много, но Урасэнкэ – это единственный род, который ввел это искусство в общую систему образования и создал высшую профессиональную школу, которая выпускает учителей чайного пути. Основной курс длится три года. Там изучается процесс выращивания чая, не с практической точки зрения, потому что мы не сажаем чайные деревья и не собираем листья, но для нас организовываются экскурсии на чайные плантации. Прежде всего мы изучаем культуру «ча но ю», которая сосредоточена вокруг одного способа приготовления чая – чая в виде порошка. Эта традиция появилась в Японии в 12 веке вместе с буддизмом зен. Мы также изучаем литературу, культуру светских встреч, которая функционирует в Японии с 16 века – это формы приготовления чая, жесты, мы учимся как правильно передвигаться, как приготовить чай таким образом, чтобы с одной стороны он был хороший, а с другой стороны, чтобы весь процесс его приготовления был увлекательным, так, чтобы гость, смотря на нас, чувствовал, что он переносится в иное время и в иное место.
Получив соответствующие сертификаты от главы рода Урасэнкэ и чайное имя, т.е. фактически титул «Чайного мастера», который позволяет заниматься преподаванием, Уля перенесла традицию чайного пути в Польшу. Здесь она ведет общество Чайного пути Урасэнкэ, преподает чайное искусство в Варшаве, Кракове, а также за границей.
- Задание западных учителей чайного пути – найти что-то в локальной культуре, что можно связать с чайным путем. Ведь чайный путь - это приготовление сцены, и это от нас зависит, что на ней будут происходить. Мы готовим чистое, не притягивающее внимание место, где практически нет декораций. В этом месте встречаются люди, которые посвящают сто процентов своего внимания происходящему. И это наша дело, что мы им преподнесем – польскую или японскую поэзию, японскую или польскую чарку.
Главное, чтобы придерживаться традиции, которую описывала японская литература еще в XVI веке, и не говорить во время церемонии о деньгах, войне, конфликтах и … о недостатках тещи. В завершении , я спросила нашу собеседницу Улю Мах-Брайсон о ее восприятии современной Японии.
- Мы знаем Японию, как страну огромного экономического развития после Второвой войны, как страну трудоголизма, сложных семейных отношений. Я открыла Японию, как страну, которая очень ценит душу, внутреннее развитие, выбор собственного пути и следование по этому пути. Это был для меня опыт, который изменил мою жизнь.
Передачу подготовила Сандра Ужуле-Фонс