Фото: Артем Филатов
Участники конференции «Наведение Мостов» обсудили, какое пространство остается для независимой прессы в условиях авторитаризма, а также, нужна ли российским журналистам помощь из-за рубежа. Подробности в репортаже Артема Филатова.
Во время третьего срока Владимира Путина российская пресса работает в экстремальных условиях. Пространства для журналистики становится меньше, а доля пропаганды в официальных СМИ увеличивается. В ситуации, когда политические отношения между Россией и Польшей испортились, аудитория получает разные версии событий и не узнает настоящего положения вещей, заявляет вице-председатель Союза польских журналистов Агнешка Ромашевска-Гузы:
«Последние 25 лет мы меньше и меньше общаемся между собой, россияне и поляки. И мы основываем мнение друг о друге на недоразумениях, или на каких-то ложных понятиях. Мы не знаем действительности, а просто имеем [в голове] какую-то картину».
Главный редактор журнала Nowa Europa Wschodnia Анджей Бжезецкий назвал две проблемы польской прессы. Это то, что журналисты стремятся делать политические заявления, а также таблоидный способ подачи материалов. По словам Анджея Бжезецкого, в 90-е годы российская журналистика была примером для поляков.
«В 90-х мы смотрели на русскую журналистику и были под большим впечатлением: она была яркая, храбрая. И я думаю, совсем немного таких журналистов осталось, ярких, честных, ангажированных в общественные дела. Но, конечно, их влияние уже меньше».
Польских коллег интересовало, насколько искренне российские журналисты поддерживают Владимира Путина и аннексию Крыма. Главный редактор журнала «Город812» Сергей Балуев заявил, что сторонников президента и его политики в прессе не меньше, чем в целом по стране: 60% в Петербурге и 84% в провинции. Историк и журналист Лев Лурье довольно резко не согласился с тем, что журналисты становятся пропагандистами из-за денег. Например, медиасообщество Петербурга отказалось работать с холдингом «Лайфньюс» Арама Габрелянова:
- Если человек был честным во время первого срока президента Ельцина, то он честный в третий срок президента Путина.
- Люди меняются, мы это в Польше знаем…
- Ну понимаете, мы как-то лучше это понимаем. Я не знаю каких-то порядочных журналистов, по-настоящему звезд, которые неожиданно оказались пропагандистами ядерной войны или любили Сталина.
Лев Лурье считает, что журналистика умерла только на российских телеканалах. В остальных видах СМИ ситуация пока не является критической:
«Конечно, может быть такой момент (думаю, его не будет, но это может быть), когда нам придется говорить с родиной с помощью «Радио Свобода», «Медузы» или каких-нибудь русскоязычных ресурсов, которые будут устроены на Западе. Но пока этой ситуации нет. И угрозы журналистские, насколько я понимаю от своего приятеля Адама Михника, примерно одинаковые что здесь, что у вас. И в Польше, и вообще в Восточной Европе, в Сербии».
Руководитель корпункта Фонда защиты гласности Роман Захаров, напротив, считает, что журналистики как профессии в России уже нет. Однако польский опыт сопротивления может помочь сохранить чувство собственного достоинства:
«И у Польши были времена, когда было все не так здорово. Ну вспомним хотя бы социалистические… И до сих пор работают люди, которые это все воспринимали. Если нам сейчас предстоит неким образом возвращаться в советскую эпоху и выражаться эзоповым языком, то почему бы не перенимать опыт коллег. Н у и вторая причина: горизонтальные связи всегда помогают. Например, сохранять чувство собственного достоинства. Мы же видим, какие жаркие дебаты идут в Польше среди журналистов по различным вопросам полярным. Может, кому-то из молодых журналистов захочется дебатировать друг с другом, а не просто соглашаться с редакционной политикой».
Оценить, как работают польские журналисты, россияне могли в начале этого года. Тогда в Варшаве побывала большая делегация репортеров. Одним из организаторов поездки была главный редактор «Новой газеты в Петербурге» Диана Качалова:
«Мы были в «Газете Выборча», которую я считаю одной из лучших газет Европы. Это такое огромное производство, которое заставляет гордиться тем, как они работают. Очень было интересно поговорить с журналистами и почувствовать их независимость. И вот сегодня мы говорили, сравнивали, где журналисты более свободны, менее свободны, кто болен, а кто уже при смерти. И мне показалось, что веры в профессию в Польше сейчас больше, этому нам хотелось бы у них поучиться».
В Петербурге журналисты обсудили не только влияние политики на профессию, но также этические проблемы и экономические вызовы, которые во всем мире общие. Кроме того, главный редактор интернет-портала PolskieRadio.pl Анджей Метковски рассказал об онлайн-проектах национального радио и показал трехмерную модель радиозаписи, распечатанную на 3D-принтере.
Артем Филатов, специально для Радио Польша, совместно с проектом «Польский Петербург»