Logo Polskiego Radia
Print

«Это всего лишь галочка, которую поставят как Лукашенко, так и оппозиция»

PR dla Zagranicy
Artur Panasiuk 07.10.2015 17:24
  • Выборы в Беларуси.mp3
Эксперт о выборах в Беларуси.

Фото:
Фото: EPA/TATYANA ZENKOVICH/POLSKIE RADIO

11 октября белорусы выберут нового президента. Или старого. Помимо Лукашенко в избирательном списке – еще три фамилии. О предвыборной Беларуси Польское Радио побеседовало с Матеушем Люфтом, обозревателем издания «Контакт» и активистом Инициативы Свободная Беларусь.

Кто победит на выборах в Беларуси?

Победит та часть белорусов, для которых самое главное – это стабильность, а не перемены, для которых предсказуемость и безопасность – превыше всего. Победят недальновидные белорусы.

Действительно ли таких белорусов – большинство.

Опросы свидетельствуют о том, что этой части общественности было бы достаточно для того, чтобы выиграть даже, если бы эти выборы проходили прозрачно. Это может объясняться полным отсутствием избирательной кампании. Напомню, что уже на протяжении нескольких недель в Беларуси должна проходить (и формально проходит) предвыборная кампания. Тем не менее, главные кандидаты остались вне этой игры. Их кампании выглядят в некотором роде гротескно, это какая-то мобилизация активности представителей, какая-то деятельность в Интернете, но это не настоящая предвыборная кампания. Это совсем не то, как представляется подобная кампания в Польше, когда есть лидер, есть те, кто за него голосует, которые его поддерживает, какая-то дискуссия вокруг основных идей, этого всего – нет.

Лукашенко, тем не менее, сделал несколько благородных жестов, выпустив из тюрьмы некоторых политических заключенных. Кому адресованы эти жесты, белорусам или международным обозревателям?

Мы в Польше охотно думаем, что это жесты в нашу сторону. Что это специально для нас выпустили Миколая Статкевича, и что мы имеем влияние на то, что там происходит. Но, мне кажется, что влияние Польши на уровне большой политики на то, что происходит в Беларуси – незначительное. Если эти жесты и были сделаны, они были сделаны, прежде всего, в сторону России, в сторону Путина и немного – в сторону Запада, чтобы западные политики могли смотреть на Лукашенко более благосклонно, чтобы могли ему пожимать руку и продолжать очередные переговоры в Минске с более чистой совестью. Как бы там ни было последнего политического заключенного Лукашенко выпустил несколько недель назад, но это было сделано таким образом, чтобы он не успел зарегистрироваться в качестве кандидата на выборах, хотя у него и были самые большие шансы на победу.

Если бы Статкевич зарегистрировался в качестве кандидата, он смог бы победить?

В условиях той кампании, которую сейчас можно проводить в Беларуси – нет. Это ничего не меняет.

Чего, в таком случае, боится Лукашенко?

Думаю, все эти выкрикивания, эти люди на улицах, слишком красивые фотографии в западных СМИ – все это не приветствуется. Лучше всего, если все произойдет по-тихому. Чтобы выборы прошли, чтобы люди не толпились в центре Минска, и чтобы после этих выборов не осталось ни одного снимка. Возможно, эти выборы не являются самым важным политическим событием Беларуси. Это формальность, всего лишь галочка, которую поставят как Лукашенко, так и оппозиция, которая хоть и мобилизуется, но трудно сказать, что проводить профессиональную кампанию.

На следующей неделе мы узнаем фамилию нового президента Беларуси, что после этого изменится? Сама фамилия, я так понимаю, не изменится.

Фамилия не поменяется. Возможно, поменяется наше отношение к этой фамилии. Возможно, мы в который раз поймем, что изменить что-либо в этой стране не так уж и легко, и что бытие белорусского президента зависит больше от россиян, чем от европейцев, больше от капризов Кремля, чем от доброй воли и жестов открытости из Брюсселя. Возможно, изменится то, что о Беларуси какое-то время можно будет говорить в контексте спокойствия, в том числе спокойствия у границ Европы, что очень важно для европейцев. Тем не менее, мы не можем говорить о каких-то принципиальных изменениях Беларуси как таковой.

Возможен ли сценарий Майдана в Беларуси?

Это невозможно. Во-первых, потому что мы знаем, что подобный сценарий опасен по отношению к самим протестующим. Но так же и потому, что никто не верит в возможность подобного развития событий.

pr/ая

Copyright © Polskie Radio S.A О нас Контакты