«Каждый из нас отвечает за поражение». Так сказал о проигрыше партии «Гражданская Платформа» Богдан Борусевич, спикер Польского Сената. Какова его личная степень ответственности, он рассказал, будучи гостем Польского Радио:
Я являюсь членом правления партии, одним из заместителей её главы, поэтому отвечаю в той степени, в какой участвую в руководстве. Своими словами я хотел обратить внимание, что в связи с проигрышем на выборах нападают на одного человека, на Эву Копач… Это попытка снять с себя ответственность. Наша партия понесла поражение и ситуация стала обратной: «Гражданская платформа» и «Право и справедливость» поменялись местами.
Есть ли Вас свой собственный список ошибок, которые, по Вашему мнению, привели к проигрышу партии?
Да, есть. Но сначала я поделюсь им на партийных встречах, на которых мы будем обсуждать эту тему. Я не буду публично бичевать политическую силу, к которой принадлежу.
Во вторник Дональд Туск, председатель Европейского Совета (бывший лидер партии «Гражданская платформа»), на конференции в Брюсселе сказал о том, что на результаты парламентских выборов в Польше и на проигрыш «Платформы» значительно повлиял кассетный скандал и проблема мигрантов. Эти вопросы есть в Вашем списке ошибок?
Нет, я думаю, что вопрос мигрантов не имел никакого значения. Кассетный скандал – да, безусловно. Он, во-первых, скомпрометировал часть моих коллег по партии, независимо от того, появлялись ли в нём темы, противоречащие закону, или нет. Подслушивание незаконно. Это очевидный факт. Но язык и манера общения политиков, записанных на кассетах, наверняка повлияли на результаты выборов. Хочу сказать, что меня тоже приглашали в тот ресторан (где велось подслушивание), но я отказался.
А почему? Там плохое меню?
Ну, знаете, меня как раз не устраивало общество и место, где все собирают мнения и обмениваются взглядами. Я не люблю таких мероприятий. Поэтому я не был в ресторане «Сова и друзья», даже не собирался туда ходить, важные встречи я проводил у себя. Было, парвда, несколько встреч, официальных обедов в ресторане Amber Room, в частности с президентом Эстонии Тоомасом Хендриком Ильвесом, со спикером венгерского парламента Ласло Ковером… Но это международные официальные встречи.
Среди политиков партии «Гражданская платформа» есть такие, которые требуют, чтобы премьер Эвы Копач отчиталась за свою деятельность, в том числе во время предвыборной кампании?
Наверняка будут выборы в «Платформе», в день, когда состоится первое заседание Сейма и Сената. И каждый сможет это проанализировать (проверить), в том числе и те, кто критически относится к Эве Копач. Она тяжело работала, на грани человеческих возможностей… Это было видно. Я уже говорил на заседании правления партии и хочу еще раз повторить: те, кто её критикуют, должны признать свою вину… Видна была огромная разница между тем, как работала Эва Копач в предвыборной кампании, и тем, как работали остальные члены партии. Конечно же, телекамеры были направлены на неё, СМИ устроили что-то вроде матча (соревнований) Копач-Шидло (претенденткой на пост премьера от партии «Право и справеливость»). Это оказалось самым интересным. СМИ, безусловно, определяли характер и этого «матча», и всей кампании. Но это нормально, что выборы были персонализированы, хотя никто не выбирает премьера на парламентских выборах.
Теперь партия «Гражданская платформа» переходит в оппозицию, какой она должна быть, по Вашему мнению?
Партия «Право и справедливость» выиграла выборы, но она не получила конституционного большинства ни в Сейме, ни в Сенате. Это существенно, потому что самое большое беспокойство вызывали предложения по новой Конституции, которые ограничивали бы демократию. «Платформа» теперь будет смотреть (наблюдать), не появляются ли такие тенденции. У нас есть конституционные ведомства, которые имеют серьёзное влияние на ситуацию демократии в Польше – это Совет Радиовещания и Телевидения, Конституционный суд, есть у нас также Верховная палата контроля, есть независимая прокуратура, по отношению к которой у партии «Право и справедливость» есть определённые намерения. Мы будем смотреть, нет ли в этих сферах действий, которые ограничивали бы и контроль власти, и демократию. Это первоочередное задание. Второе: мы будем наблюдать, не ослабляет ли «Право и справедливость» экономику и сектор финансов. А в-третьих, не подключаются ли её политики к тем европейским политикам, которые хотят ослабить Европейских Союз, разделить его и играть только в собственных интересах. ЕС является для нас очень важным партнером, очень важным местом, и благодаря ему у Польши сейчас сильная позиция. У нас есть не только финансовая поддержка, но также сильная политическая позиция, а в ситуации, когда на Востоке происходит то, что происходит (я считаю, что это еще не конец проблем), очень важным для нас является поддержка ЕС и самых сильных евросоюзных стран, таких как Германия.
Jedynka/Kira