Фото: Радио Польша
В четверг 19-го ноября в Варшаве состоялся концерт Академического ансамбля песни и пляски Российской армии имени Александрова. Одновременно с выступлением у здания концертного зала прошла акция противников гастролей ансамбля, посвятившего в 2014-м году песню «Вежливые люди» российским воинам, которые участвовали в аннексии украинского Крыма.
Желающие послушать Хор Александрова в Варшаве начали собираться еще за час до выступления. Интересно, что почти все они отказывались давать комментарии. Увидев микрофон, люди просто отворачивались. Те же, кто были готовы общаться, как будто опережали мои вопросы и все, как один, твердили одно и то же:
«О политике пускай говорят политики. Мы же просто хотим посмотреть, как кто-то поет, вот и все».
«Независимо от международных отношений и политической ситуации, я считаю, что в подобных мероприятиях нужно принимать участие».
«Какое отношение имеет культура, высокий артистизм, к тому, что кто-то, кто ничего не понимает, протестует».
«Я политикой не занимаюсь, я иду на концерт, а не политизировать».
В толпе присутствующих нельзя не заметить человека, который активно со всеми здоровается, и который, что самое интересное, одет в российскую военную форму начала 20-го века. На груди у него георгиевская ленточка. Знакомлюсь: Яцек занимается военными реконструкциями и прекрасно говорит по-русски:
«Здесь политика не имеет никакого значения. Творчество Хора Александрова отражает историю народов Российской Федерации, здесь нет никакой политики. Здесь есть пение, которому больше, чем Советскому союзу. Политика к этому не имеет никакого отношения. Сегодня Хор Александрова поет песни, которые славят мужество защитников отечества в Первой мировой войне, Второй мировой войне и раньше».
На руке у Яцека – повязка в виде польского флага, в руке таких повязок – с десяток. Он их активно раздает, люди их берут, цепляют на предплечья. Спрашиваю, что они хотят этим сказать:
«Это значит, что мы поляки и хотим продемонстрировать свою солидарность с Хором Александрова», который приехал, несмотря на нападки на Россию. Культура – превыше всего. Дружба – превыше всего». Я не могу понять, против чего люди протестуют, против российской культуры? Против славянской культуры, которая является и нашей культурой? Если кто-то протестует против культуры, то этот кто-то – ненормальный».
Люди продолжают прибывать. Иногда это целые автобусы. Пытаюсь узнать, откуда, новоприбывшие – отказываются разговаривать. С пятой попытки нахожу более-менее расположенного человека:
- Откуда вы приехали?
- Из Вышкова.
- Вас из Вышкова – очень много.
- Это недалеко от Варшавы, доехать очень легко, поэтому нас и много.
- Кто организовал эту поездку?
- Это фирма, в которой я работаю.
- А что это за фирма?
- Это школа.
- Во сколько вам обошелся билет?
- Столько, сколько он стоит.
- Вы хотите сказать, вы заплатили почти 50 евро?
- Нет, немножко дешевле, при оптовой закупке можно договориться.
- Это была корпоративная закупка для всей школы?
- Да, для 80-ти человек.
Ближе к началу концерта появляются противники выступления. Это буквально 5 человек. Двое лежат на тротуаре, один из них укрыт украинским флагом, другой – тряпкой, которая измазана красной краской. На транспаранте написано «Пропаганда убивает». Вокруг протестантов выстроились люди, которые не согласны с протестующими и что-то выкрикивают в их сторону. Говорит активист, у которого в руках украинский флаг, измазанный красной краской:
«Фашисты и оккупанты не должны себя рекламировать. Это пропаганда на территории Варшавы. В Украине убиты тысячи людей. Неизвестно даже, сколько их. Погибают как украинцы, так и российские солдаты».
Спустя некоторое время «гости концерта» вдруг начали защищать не только Хор Александрова, но одну из самопровозглашенных республик на востоке Украины. «Прекратите пытать Новоросию, прекратите пытать Новоросию», - кричали они.
Позже окажется, что акцию протеста пыталась сорвать организованная группа активистов партии «Zmiana» Матеуша Пискорского, которого многие польские СМИ называют «польским агентом Кремля».
Ровно в 19:00 возле входа в концертный зал «Торвар» остались только демонстранты и полиция. Хор Александрова начал петь, измазанные краской тела – остались лежать на тротуаре.
Артур Яворский