В Европе продолжается миграционный кризис – тысячи мигрантов и беженцев из стран Ближнего Востока и Северной Африки стремятся в европейские страны. Евросоюз пытается пересмотреть свою миграционную политику. А как обстоят дела с миграционной политикой в Польше? Об этом мы беседуем с Каролиной Мазурчак из Объединения Юридической Интервенции.
Многие вопросы, связанные с миграционной политикой, государства поручают неправительственным организациям. Есть ли у Польши общая концепция миграционной политики?
- Именно это интересно – у Польши нет общей концепции миграционной политики. То есть все время идет работа, однако, ей не видно конца. В прошлом году был создан документ под названием «Миграционная политика Польши», однако, он был очень абстрактным, в нем не было конкретики. Кроме того, так и не был решен вопрос разделения обязанностей между разными ведомствами и организациями, которые должны были бы заняться миграционной политикой. Более того, у меня складывается впечатление, что у нас нет общей точки зрения по поводу интеграции, которая является одним из столпов миграционной политики.
- Какие же данные содержит этот документ, о котором вы говорите?
- К сожалению, этот документ содержит лишь очень общие данные. Например, в нем перечислены те группы иностранцев, которые приезжают в Польшу и требуют приоритетного подхода. То есть мы говорим, например, о доступе на рынок труда. Также все больше иностранцев приезжают учиться в Польшу. Кроме того, речь идет об иностранцах, которые надеются получить в Польше особую защиту или статус беженца. На данный момент большое количество граждан Украины пересекает нашу границу именно с этой целью. Кроме того, в Польшу массово приезжают лица польского происхождения – это именно та группа иностранцев, в которых польские власти заинтересованы больше всего. Я отмечу, что иностранцев в Польше не так много, возможно, именно поэтому министерства, которые занимаются миграционной и интеграционной политикой, делают свою работу достаточно медленно. Однако, количество мигрантов растет – они приезжают, в основном, из-за восточной границы Польши, а главной причиной их миграции является то, что происходит на Донбассе. Эти люди просто хотят легально работать в Польше, иметь возможность учиться. Так или иначе, это всё-таки разные группы мигрантов и по отношению к ним должны быть разработаны разные действия. На данный момент, в том документе, о котором мы говорим, конкретики на эту тему немного.
- Отметили ли вы, что в связи с европейским миграционным кризисом что-то изменилось в польской миграционной политике?
- Пока что – только разговоры и обмен аргументами: принимать беженцев или не принимать. По моему мнению, это абсолютно не похоже на необходимые нам спокойные, осознанные дебаты. Не следует забывать, что миграция – это естественное явление и необходимо думать над тем, как упростить процедуры приема людей, которые к нам приезжают и как облегчить процесс их интеграции. На данный момент у меня складывается впечатление, что дискуссия сосредотачивается вокруг совершенно других вопросов. Мы, как Объединение Юридической Интервенции, пытаемся убедить политиков и чиновников, отвечающих за миграционную политику, в том, что сейчас надо заниматься конкретными, а не общими вопросами.
- Учитывая, что государство передает большинство вопросов миграционной политики неправительственным организациям, то что вы можете сказать по поводу сотрудничества между самими НКО? Они придерживаются общей точки зрения или есть какие-либо конфликты мнений?
- Стоит признать, что в Польше не так уж много организаций, которые занимаются помощью иностранцам. Речь идет о разных аспектах – это и юридическая, и психологическая помощь. Есть организации, которые занимаются культурными и языковыми проектами разного рода. В основном, эти организации находятся в Варшаве и сотрудничают друг с другом. Есть НКО, в которых иностранцы могут получить поддержку разного рода, а есть такие, которые специализируются в конкретных проблемах. Например, наше Объединение Юридической Интервенции работает уже 10 лет и мы сосредотачиваемся именно на юридической поддержке данного иностранца.
- Мы говорим об иностранцах, однако, за этим понятием стоят часто совершенно разные группы людей, которые приезжают из разных стран мира, у них разные жизненные ситуации и часто они нуждаются в помощи разного типа. Какие самые сложные задачи стоят перед организациями, оказывающими им поддержку?
- На данный момент в Польше самой сложной задачей является помощь людям, ходатайствующим о признании им статуса беженцев. Их проблемы зачастую очень сложные. Эти проблемы связаны с насилием или угрозой для жизни в стране их происхождения. С другой стороны, проблемами являются разного типа нарушения закона на рынке труда здесь, в Польше. Чаще всего это касается граждан Украины, которые приезжают в Польшу работать, а работодатели их используют. Они не могут с этим справиться. Бывают крайние случаи, когда людей заставляют работать, конфискуют их паспорта, они не знают, где и на кого работают. Это своего рода одна из форм торговли людьми. Однако, чаще всего, им просто, например, не платят зарплату, делают их зависимыми от работодателя, который становится их хозяином. Кроме того, происходит нарушение условий работы. В этой ситуации очень важно, что та юридическая помощь, которую мы оказываем, абсолютно бесплатна.
- Мы беседовали с Каролиной Мазурчак из Объединения Юридической Интервенции.
PR/jk