Фото: PAP/Paweł Supernak
Анджей Дуда пребывает с официальным визитом в Киеве. По словам главы канцелярии польского президента Кшиштофа Щерского, главной целью этого визита является восстановление основных векторов польско-украинского сотрудничества и переход от заявлений о стратегическом партнерстве к практическим действиям. О том, что это значит, в студии Польского Радио беседовали Казимеж Вуйцицкий из Центра исследований Восточной Европы Варшавского университета и Дариуш Матерняк из портала PolUkr.net.
Казимеж Вуйцицкий считает, что правительство «Права и справедливости» недооценивает политику своих предшественников по отношению к Украине:
«Команда сегодняшнего правительства, особенно министр Щерский, утверждает, что предыдущая власть не помогала Украине в достаточном объеме. Но это суждение правдиво лишь отчасти. На самом деле, Польша, будучи адвокатом по делам Украины в Брюсселе и Берлине, в первой фазе украинского конфликта, во многом повлияла на поворот европейской политики, которая была неуверенной на то время. Об Украине тогда мало знали, пришлось иметь дело со стереотипами, европейским политикам нужно было адаптироваться к Украине. Польша тогда, рассказывая об Украине, будучи на стороне Украины, сыграла в этом конфликте огромную роль. Со временем, по самым разным причинам, эта роль начала уменьшаться. Украина само по себе начала играть очень важную роль. Сейчас, в геополитическом плане, Украина намного важнее, чем Польша. Сейчас это центр мировой политики, огромная роль здесь принадлежит американцам. Помимо Ближнего Востока, это главный фронт противостояния России и США. И здесь можно было бы говорить, что в двусторонних отношениях Польша помогала Украине мало».
Казимеж Вуйцицкий считает также, что во многом ухудшению польско-украинских отношений способствовала российская сторона:
«Здесь стоит принять во внимание фактор «троллинга» с российской стороны и попытки испортить польско-украинские отношения посредством акцентирования и запихивания в польский Интернет темы Волынской резни и УПА. Все это тоже ухудшило украинско-польские отношения. Команда правительства «Права и справедливости» хочет, чтобы эти отношения перешли с фазы заявлений к фазе действий. Почти половина из этого правительства считает, что главным вопросом между Украиной и Польшей является именно Волынская резня, но я сомневаюсь, что здесь украинцы уступят. Тем более, им сейчас не до этого, у них война с Россией. Это во-первых. А во-вторых, из-за ситуации, которая сложилась, Польша сейчас теряет позиции в ЕС. Украинцы об этом знают, поэтому будут искать поддержки и помощи там, где можно получить военную помощь, а именно – в Вашингтоне и Берлине. Тем не менее, это важно, что президент Польши сейчас в Киеве, что он налаживает отношения с президентом Петром Порошенко. Будем надеяться, что новое правительство заявит о том, что оно является проукраинским».
Дариуш Матерняк из портала PolUkr.net. говорит о том, что под переходом от заявлений к действиям стоило бы понимать экономическое сотрудничество между Польшей и Украиной:
«Определенно, на первом этапе украинского кризиса, в конце 2013-го, начале 2014-го года, польскую поддержку на европейском форуме тяжело переоценить. В свою очередь, если говорить о двусторонних отношениях, то, чего до сих пор не удалось и на что стоило бы сделать упор – так это практические аспекты, это сотрудничество в экономическом плане. Здесь можно говорить о кредите в размере 100 млн евро, который Украина должна была получить от Польши. В сентябре было подписано соответствующее соглашение, но, к сожалению, этот вопрос пока не удается решить практически. Это также и энергетические вопросы, а именно строительство газовых соединений, которые могли бы увеличить импорт газа в Украину из Польши. Это может быть газ, который мы будем получать через недавно построенный газопорт. У нас уже этот газ есть, но мы не в состоянии продать его Украине, потому что пропускная способность есть, но она невелика и ее нужно развивать».
Дариуш Матерняк также приводит результаты соцопроса, которые говорят о том, что какими бы ни были отношения между Польшей и Украиной на политическом уровне, на уровне общественного мнения они остаются предельно положительными:
«Украинцы относятся к Польше очень положительно. Недавно, где-то месяц назад, был проведен опрос общественного мнения, который показал, что украинцы очень положительно относятся к полякам, белорусам и американцам. Таким образом, мы в первой тройке. Нас хорошо воспринимают практически везде, на всей территории Украины. Подобное отношение – результат не столько политической, сколько общественной деятельности поляков во время Революции достоинства. Это была как моральная, так и гуманитарная поддержка, Польша принимала раненых как во время Майдана, так и позже, во время войны. И это хорошо, люди это помнят».
Pr24/ая