С понедельника 4 января Швеция ввела паспортный контроль на границе, стремясь ограничить количество мигрантов, прибывающих в страну.
Все прибывающие в страну на автобусе, поезде или пароме из Дании будут подвергаться проверке, и тех, у кого не будет надлежащих документов, удостоверяющих личность, отправят обратно.
Швеция, которая до недавнего времени достаточно охотно принимала мигрантов, заявила, что больше не справляется с притоком беженцев, достигшим рекордных показателей. По словам властей, они уже не в состоянии обеспечить жильем всех лиц, ищущих убежища. Отныне приоритет будут иметь семьи с детьми.
В страну с населением 9,5 миллиона в прошлом году прибыли более чем 160 тысяч человек в поисках убежища — в основном из Сирии, Ирака и Афганистана.
Чем такая тенденция закрытия границ грозит Шенгенской зоне и как Польша будет выполнять обязанность по приему мигрантов. Об этом в эфире Польского радио говорил министр внутренних дел и администрации Польши Мариуш Блащак.
- С сегодняшнего дня Швеция возобновила проверку документов на границе с Данией. Это два государства ЕС, оба – в Шенгенской зоне. Но это не первый случай возобновления контроля границ между двумя странами ЕС. Во что это может вылиться?
- На самом деле, это результат того, что случилось в прошлом году, а именно открытие дверей Европейского союза для беженцев из стран Ближнего Востока. Уже тогда, в середине сентября, лидер партии «Право и Справедливость» Ярослав Качинский на внеочередной сессии Сейма сказал, как, по нашему мнению, эту политику необходимо вести: мы должны помогать, но на местах. Давайте помогать тем, кто является беженцами, и там, где они являются беженцами, то есть в Ливане, в Турции. В то же время, утверждение канцлера Меркель о том, что Германия открыта для беженцев, оказалось полностью необоснованным, потому что после кризиса в Мюнхене, Германия ограничила возможность приема беженцев. Более того, был принят такой проект закона, который, к сожалению, изменил законодательство ЕС и создал механизм для обмена тех, кто прибыл в Европу, между странами ЕС. И этот закон поддержала предыдущая коалиция «Гражданская платформа» - Польская крестьянская партия. Таким образом мы должны в течение 2 лет принять 7 тыс. человек. Но и это является ошибкой, поскольку это только один из факторов привлечения новых мигрантов.
Отсюда и решение шведского правительства, и я думаю, что такая ситуация сохраниться в дальнейшем. Хотя, по моему мнению – а к этой мысли я пришел после двух встреч с министрами внутренних дел стран Европейского союза – Шенгенская зона не находится под угрозой. Проблема заключается в том, что эта группа беженцев, а на самом деле в основном это экономические мигранты, является настолько большой, что страны Европейского союза не могут справиться с решением этой проблемы.
- Вы вспомнили о квоте 7 тыс. мигрантов, которую обязалась принять Польша. Витольд Ващиковский, глава внешнеполитического ведомства, в интервью агентству Reuters отметил, что Польша выполнит обещание относительно приема мигрантов, несмотря на все опасения, о которых говорили представители правящей партии, будучи в оппозиции. Когда первые мигранты приедут в страну, когда их можно ожидать?
- У нас нет другого выхода, потому что существует обязывающее нас право. Но с того момента, как я стал министром внутренних дел, я говорил о том, что мы не согласимся на какие-либо условия, которые вызовут угрозу безопасности Польши и польского народа. И поэтому мы очень осторожны, пограничные службы будут принимать меры для устранения любых угроз. Я говорю в общем, поскольку, как правило, в таких делах необходимо быть очень сдержанным. С другой стороны, для меня нет сомнений, что то решение, которое приняло предыдущее правительство, является неправильным. Кроме того, оно также нарушило сотрудничество со странами нашей части Европы, потому что это решение отличалось от венгерского, чешского и словацкого. Просто-напросто, премьер-министр Копач, бывший глава польского правительства, нарушила солидарность Вышеградской группы, то есть стран нашей части Европы.
- Но когда Польша все-таки примет мигрантов?
- Закон, который был принят, после того, как решение поддержала прошлый министр Тереса Пётровская, обязывает нас принять 7 тыс. беженцев в течение 2 лет: в течении этого и следующего годов.
pr1/ds