Премьер-министр Польши Беата Шидло. Источник: Andrzej Iwanczuk/REPORTER
2015-ый год закончился для польских политиков очень плодотворно, в последние дни парламент голосовал до поздней ночи. Принято несколько законов, о которых ранее заявляла партия «Право и справедливость». Это законы о конституционном суде и общественных СМИ. О том, каким будет 2016-ый год для польской политики, в студии Польского Радио дискутировали Петр Шумлевич из издания «Без догмата», Петр Байда, политолог из Университета имени кардинала Стефана Вышинского, и Рафал Матыя из Высшей школы информатики и управления.
Политолог Петр Байда считает, что следующий год порадует тех, кто голосовал за «Право и справедливость»:
«Мне кажется, что электорат, который голосовал за «Право и справедливость, будет удовлетворен тем, что нас ожидает в 2016-м году. Это факт, что партия «Право и справедливость» сочла необходимым проводить сразу же после выборов все те, может, не брутальные, но, скажем так, очень твердые реформы. Таким образом, она демонстрирует, что что-то меняется и собирается записать на свой счет не один успех. Это касается и снижения пенсионного возраста, и закона «500+», и налогообложения банковского и торгового секторов. Таким образом, партия «Право и справедливость» строит свой положительный имидж, чтобы использовать его уже на следующих выборах».
В свою очередь, Петр Шумлевич считает, что «Право и справедливость» встала на путь правления не с той ноги:
«Мне кажется, что партия «Право и справедливость» допустила ошибку. Сначала нужно было принять предвыборные законы, и тем самым увеличить поддержку населения до 50%, а потом уже можно было бы браться за более противоречивые законы, как например, за закон о Конституционном суде. А ведь все произошло с точностью до наоборот. Это впервые за последние годы правящая партия теряет доверие настолько быстро. Я не помню, чтобы в последние 20 лет это происходило настолько быстро. В результате получилась авантюра вместо последовательных действий, которые бы доказывали, что нынешняя власть – сильная и эффективная и что она борется с общественными проблемами. В этом плане была допущена ошибка».
Журналист издания «Без догмата» добавляет также, что несмотря на неразбериху, в польской политике вырисовывается определенная тенденция:
«Во всем хаосе, который мы наблюдаем, можно выделить, некий тренд. Исходя из высказываний некоторых членов правительства, можно говорить о радикальном повороте в сторону традиционной семьи, католической семьи, семьи христианской. Под эту семейную модель и будет подстраиваться общественно-экономическая политика. Уже была принята реформа, которая предусматривает отказ от обязательного начала учебы для 6-летних детей. То же касается и снижения пенсионного возраста, в первую очередь, для женщин и программы «500+». Направление задано – женщины должны заниматься детьми, а потом – раньше выходить на пенсию и заниматься внуками. Это также можно услышать и в высказываниях министров образовательной сферы, которые все чаще говорят о традиционной семье. И это предложения, которые могут вполне понравиться большинству общественности».
Петр Байда из Университета имени Вышинского подчеркивает, что объект политики «Права и справедливости» намного шире, нежели просто традиционная семья:
Стратегия партии «Право и справедливость» заключается в том, чтобы показать: «посмотрите, мы с простым народом, а не с элитой». «Право и справедливость» будет продолжать быть идеологической партией. Мы имеем дело с хорошо отлаженным аппаратом, у которого свой железный электорат, которым не может похвастаться «Гражданская платформа». Этот электорат объединяет идеология.
Рафал Матыя из Высшей школы информатики и управления уверен, что конфликт, который спровоцировала партия «Право и справедливость» с приходом к власти будет продолжаться в 2016-м году и объясняет, почему:
«Ничто не указывает на то, что партия «Право и справедливость» захочет выйти из политического конфликта, который она спровоцировала в самом начале своего правления. Более того, создаются новые фронты этого конфликта. Поэтому я считаю, что 2016-ый год пройдет под знаком политического напряжения. Напряжения, которое было вызвано тем, как у управлялось страной в последние 8 лет. «Право и справедливость» решительно эту атмосферу нагнетает. Думаю, Ярослав Качиньский осознал, что подобный конфликт позволит ему две вещи: удержать на высоком уровне целостность и полноценность своей партии и возможность изменять, все что будет нужно, не считаясь и не обсуждая ничего с внешними политическими партнерами».
pr24/ая