Фото: Polskie Radio
Министр иностранных дел Польши Витольд Ващиковский пригласил к себе на встречу посла Германии. Темой для разговора стали критические высказывания в адрес Польши разных немецких политиков, последним из которых был глава Европейского парламента Мартин Шульц. О сложившихся отношениях Польши и Германии, а также о предстоящем саммите НАТО в Варшаве, Польское Радио беседовало с бывшим министром обороны Польши, а сегодня депутатом от партии «Гражданская платформа», Томашем Семоняком.
Зачем Витольд Вашиковский вызвал к себе немецкого посла? Как вы оцениваете сегодняшние отношения между Польшей и Германией: они хорошие или плохие?
Нет никаких оснований для того, чтобы отношения между Польшей и Германией были плохими. То, что происходит, является результатом нескольких недель правления партии «Право и справедливость» и попыткой создания впечатления, что, если Европейский Союз нас критикует, критикует правление «Права и справедливости», то в этом виновата Германия. Это также попытка возродить традицию анти-немецких стереотипов, которые царили в Польше в 60-70-х годах. Это крайне несправедливо, потому что Германия является важным партнером для Польши. Попытка испортить отношения с Германией – это последнее из того, что можно было бы предпринять. Германия – наш главный экономический и политический партнер. Если мы будем обращать внимание на то, что какой-то немецкий политик что-то сказал и строить не этом свою внешнюю политику – ничем хорошим для Польши это не закончится.
Министр обороны Антони Мацеревич утверждает, что для его министерства самым важным является предстоящий саммит НАТО. Какие решения могут быть приняты в июле в Варшаве?
Саммит НАТО в июле – вне всяких сомнений, очень важное событие, возможно самое важное военно-политическое событие. Пока сложно говорить, какие могут быть приняты решения, но, если правительство Польши продолжит себя так вести, продолжит действовать так, как действует сейчас, то ценой этому могут стать более слабые решения в пользу безопасности Польши, чем на это можно рассчитывать. Мы имеем дело с целой чередой событий, которые уменьшают кредит доверия к Польше за рубежом. Это правда, саммит НАТО в Варшаве – очень важное событие, поэтому нужно готовиться, нужно работать, работать и еще раз работать и беречь тот авторитет, который заработала Польша за годы своего членства в Альянсе.
Чей голос будет решающим в принятии решения укрепления восточного фланга НАТО? Какой страны?
НАТО, все 28 стран-союзников, действуют солидарно. Тем не менее, есть такие партнеры, как например, Соединенные Штаты Америки, голос которых в Альянсе очень важен. Военный потенциал этой страны равен ¾ всего потенциала НАТО. Со США нужно считаться, европейские партнеры также крайне важны, с ними нужно вести переговоры, а не пытаться поучать их или критиковать посредством СМИ. Германия, Франция, Великобритания, Италия, Испания и другие страны – это важные партнеры, у которых также есть свое слово в Альянсе.
Каков худший из возможных сценариев для Польши на саммите НАТО в июле?
Если не будут приняты решения, укрепляющие позицию НАТО на восточном фланге, то для Польши это можно будет считать поражением. Но я все еще верю в ответственность польского правительства. Как и в то, что на протяжении тех нескольких месяцев, которые остались до саммита, будут предприниматься действия, которые послужат предпосылкой для положительных решений. Нужно вести переговоры о многих деталях, но, в первую очередь, важны принципы. На саммитах НАТО принимаются важные политические решения и было бы хорошо, чтобы Варшавский саммит увеличил присутствие войск на востоке Европы. Мы считаем, что это зона постоянного риска, которая требует соответствующих действий. Предыдущие правительства много трудилось для того, чтобы Альянс принимал решения в пользу Польши и много таких решений (в том числе и о базах тяжелого снаряжения США на территории Польши) в последние годы было принято. Будет очень обидно, если своими действиями, которые подрывают доверие к Польше, эти многолетние достижения будут испорчены.
Собеседником Польского Радио был Томаш Семоняк, депутат от партии «Гражданская платформа».
pr1/ая