В четверг 4 февраля министр обороны Польши Антони Мацеревич подписал изменения к распоряжению, касающегося организации и деятельности Комиссии по расследованию авиационных происшествий государственной авиации, а также относительно учреждения подкомиссии по вопросам расследования Смоленской катастрофы и ее состава.
Поправки дают главе Минобороны право возобновить расследование авиационного происшествия или инцидента в случае, если «будут выявлены новые факты или доказательства, которые могут оказать существенное влияние на их причины». Что касается Смоленской катастрофы, по всей видимости, у министра Мацеревича, такие факты есть.
«В 2010 году власти пренебрегли созданием комиссии по расследованию авиационных происшествий государственной авиации так, как это обязывает закон, то есть немедленно. Медлили 5 дней. Для того, чтобы окончательно ее создать не в рамках польского законодательства, а под чужую диктовку».
Возглавил подкомиссию по расследованию авиационных происшествий государственной авиации, которая возобновит исследование трагедии под Смоленском, авиационный инженер-конструктор Вацлав Берчинский.
В рапортах парламентской комиссии по расследованию катастрофы, которую возглавлял нынешний глава Минобороны Мацеревич, он был представлен как опытный конструктор из отдела военно-космической компании «Boeing» и NASA, а также советник Международной организации гражданской авиации и Департамента обороны США.
Вацлав Берчинский принимал участие в организованных парламентской комиссией конференциях, посвященных катастрофе. В октябре 2012 года, когда другие ученые, работавшие в ней, заявили, что, по их мнению, взрыв является единственным логическим объяснением Смоленской катастрофы, Вацлав Берчинский отметил, что разрушение произошло в корпусе, задняя часть самолета была оторвана из-за высокого давления изнутри.
Стоит отметить, что по результатам ранее работавшей правительственной комиссии бывшего главы МВД Ежи Миллера, главными причинами катастрофы стали ошибочные действия экипажа, которые заключались в снижении самолета капитаном воздушного судна ниже минимально допускаемого уровня для посадки и отсутствие со стороны российских диспетчеров «команды выхода на второй круг».
В среду 3 февраля глава политического кабинета премьер-министра Польши Эльжбета Витек заявила, что в рапорте о причинах катастрофы предыдущей комиссии был ряд неточностей, следовательно он не содержит правды.
Выяснит ли правду новая комиссия? Этот вопрос Польское радио задало своим собеседникам Михалу Сутовскому из «Krytyka Polityczna» и Агатону Козинскому из «Polska The Times».
Говорит Михал Сутовский.
«Прежде всего стоит отметить, что такого рода высказывания внушают мнения, что в этой комиссии не совсем речь идет о выяснении правды, исследовании правды, а скорее о подтверждении некоторых тезисов, которые звучат сверху. На подкомиссию по расследованию Смоленской катастрофы, которая входит в состав Комиссии по расследованию авиационных происшествий государственной авиации, не может повлиять никто. Она входит в прерогативу лишь министра обороны Антони Мацеревича. Инженер-конструктор Бачинский, который стал главой этой подкомиссии, также как и глава Минобороны, имеют очень конкретные взгляды на то, какие были причины Смоленской катастрофы. Они отстаивают эту позицию уже долгое время. По моему мнению, подписание этого распоряжение говорит о том, что новосозданная комиссия будет иметь характер политического театра, прежде всего, для части электората партии «Право и Справедливость» для которых вопрос Смоленской катастрофы является очень важным. Я не совсем представляю себе возможность прийти к каким-то заключениям, которые будут как-то отличаться от официальной версии. Я говорю об исследовании выводов, а не об иллюстрировании тезисов, звучащих сверху».
Агатан Козинский.
«Создание этой комиссии было неизбежным, поскольку существуют сомнения, ведь во время предыдущего правительства у нас работали две комиссии, я говорю о комиссии Миллера и о комиссии нынешнего министра обороны Антони Мецеревича. Оппозиционная комиссия сегодня становится правительственной. Теперь появился шанс согласования одной версии. Однако мне очень интересно, как новая комиссия будет относиться к тем тезисам, которые высказывала будучи неформальной, оппозиционной. Известно, что у оппозиции есть больше свободы в высказываниях, чем у правительства. Тогда звучали утверждения, что самолет взорвался, что это было покушение. Сегодня интересно будет услышать их аргументацию. В свое время неформальная комиссия заявляла, что существуют некие косвенные доказательства, что причина развала на части самолета вызывает сомнения, новый глава подкомиссии заявлял, что все указывает на то, что причиной послужило огромное давление изнутри самолета, а не удар об землю. Стоит подождать, что комиссия будет говорить сегодня. Примет ли новая комиссия эти косвенные доказательства за неопровержимые? Или же эта комиссия будет иметь театральные характер для избирателей?».
Напомним, обломки польского президентского самолета, потерпевшего крушение 10 апреля 2010 года под Смоленском, по-прежнему находятся в России. В катастрофе Ту-154М под Смоленском погибли 96 человек. Среди жертв этой катастрофы был президент Польши Лех Качиньский и его супруга, последний президент Польши в изгнании Рышард Качаровский, представители высшего военного командования, политических партий, общественные и религиозные деятели.
ds