Фото: flickr.com/Radek Bet
22-го февраля Польский Институт национальной памяти обнародовал документы якобы подтверждающие связь бывшего президента Польши Леха Валенсы со спецслужбами ПНР. Для ознакомления стала доступна папка с документами, которые касаются секретного сотрудника спецслужб ПНР под псевдонимом «Болек», которые якобы были подписаны экс-президентом Польши Лехом Валенсой. Документы были изъяты в ходе обыска в доме вдовы генерала Чеслава Кищака (бывшего главы МВД времен ПНР), которая ранее эти документы пыталась продать руководству ИНП за 90 тыс. злотых. Это дело получило огромный резонанс. В студии Польского радио его комментировали советник президента Польши по международным делам Кшиштоф Щерский и депутат от Польской крестьянской партии Петр Згожельский.
Вопреки всеобщему ажиотажу вокруг «дела о Болеке», Польская крестьянская партия пока что воздерживается от резких комментариев. Ее депутат Петр Згожельский объясняет это так:
«Народное движение насчитывает 120 лет, это научило нас, что к историческим личностям стоит подходить с исторической перспективы. Нельзя судить о человеке, который до сих пор ведет активную политическую жизнь, нельзя ставить на нем крест или возводить в пантеон. Для этого требуется время. Поэтому политики Польской крестьянской партии признают, что в 80-х годах Лех Валенса был символом «Солидарности», он был лидером движения, которое привело к бескровной революции и вызвало эффект домино в странах так называемой народной демократии. Мы помним и хорошо знаем о том, что в начале 70-х годов имел место короткий период, два, максимум, три года, потому что в 73-м Лех Валенса прекратил свое сотрудничество со службами безопасности, а в 76-м, согласно документам, окончательно выпутался из этой истории. Да, этот период не слишком похвальный для Леха Валенсы, но, опять же, таких людей нужно оценивать целостно».
«Для того, чтобы полностью оценить деятельность Леха Валенсы, требуются не столько историки, сколько время. Сегодня же мелкий народ пробует добраться до большой личности и разрушить ее имидж. Но мы-то знаем, что наряду с Иоанном Павлом II есть еще Лех Валенса, который является таким же узнаваемым символом во всем мире. Здесь нужна историческая дистанция. По-другому оценивать нельзя. Сегодня каждый, кто пытается оценить личность Леха Валенсы, использует это в политических целях. Повторюсь, в сложившейся ситуации Польская крестьянская партия предлагает успокоиться и просто рефлексировать. Давайте не будет портить имидж «Солидарности», большого лидера «Солидарности», несмотря на то, что в его жизни были не самые удачные эпизоды, среди которых и его президентство».
В свою очередь, советник президента Кшиштоф Щерский в контексте скандала вокруг Леха Валенсы говорит о большом разочаровании целого поколения поляков:
«У этого дела два измерения. Первое – историческое, тех времен. Я не принадлежу к тому поколению, поэтому не могу никого оправдывать или обвинять. Это дело тех людей, которые когда-то создавали оппозицию. И если кто-то имеет право осуждать Леха Валенсу, так это те, кто стойко боролся против коммунизма в те времена. Это одна часть истории, другое дело история Третьей Речи Посполитой. И это то, что как по мне, намного важнее. Это касается уже непосредственно меня как человека, который вошел во взрослую жизнь уже после 89-го года. Мне больно, потому что на протяжении многих лет меня убеждали в том, что эти папки неважны, что они не существуют, что дела закрыты, что люди, которые работали в службе безопасности ПНР стали лояльными гражданами Третьей Речи Посполитой, с которыми можно было строить новую Польшу. Оказалось, что это не так. И это говорит о неспособности различать правду, которая имеет место и в наши дни».
Директора Института национальной памяти, который обнародовал документы о тайном агенте Болеке, обвиняют в том, что он идет на поводу у правящей партии. Кшиштов Щерский подобные обвинения опровергает:
«Не стоит забывать, что директор Института национальной памяти не является человеком, которого назначила теперешняя власть. Это человек, которому доверяли и до этого. Это человек, которому доверяли все, включая предыдущую власть. Поэтому я не вижу каких-то поводов, чтобы вдруг ни с того, ни с сего ставить под вопрос его компетенцию. Нужно быть последовательным. Так или иначе, все кто сегодня зачищает Валенсу, защищает в первую очередь себя. Многие, кто его защищают сегодня, во время президентских выборов в 89-м поливали его грязью, да так, что им должно быть стыдно вспомнить. Поэтому все они защищают не Валенсу, а ту модель государства, которая, к сожалению, была построена без правды».
pr1/ая