Logo Polskiego Radia
Print

«Польша берет курс на изоляцию, за что может заплатить огромную цену»

PR dla Zagranicy
Artur Panasiuk 15.03.2016 17:00
  • Польша в НАТО и ЕС.mp3
Эксперты комментируют роль Польши в НАТО и ЕС.

Фото:
Фото: youtube.com

Президент Польши Анджей Дуда пребывает с официальным визитом в Праге. На повестке дня – встреча с президентом Чехии Милошем Земаном и премьер-министром Богуславом Соботкой. Главной темой переговоров является миграционный кризис и сотрудничество в формате Вышеградской группы. Это уже не впервые польские лидеры посещают страны Вышеградской группы с целью укрепить этот союз. О потенциале Вышеградской группы, а также о роли Польши в НАТО и ЕС, в студии Польского радио беседовали политолог Гжегож Костжева-Зорбас и Войцех Лучак, издатель журнала «Рапорт».

Гжегож Костжева-Зорбас говорит о сомнительном военном и политическом потенциале Вышеградской группы:

«Подобный союз, будь он даже сплоченным, не был бы сильным. Потому что страны Вышеградской группы, все, кроме Польши, это небольшие страны. Даже, если взять так называемое Междуморье, страны от Черного до Адриатического моря, которые входят в НАТО и Европейский союз точно так же, как и Польша, этот союз имел бы экономический и оборонительный потенциал от силы в два раза больше, чем отдельно Польский. Это было бы незначительное укрепление общего потенциала Польши. Незначительное укрепление по сравнению со значительными потребностями. Со стратегической точки зрения, чтобы охранять то пространство, о котором мы говорим, от большой угрозы со стороны неоимпериалистической России, этого потенциала было бы слишком мало».

Войцех Лучак с этим мнением полностью согласен:

«Да, есть такая мечта – создать своего рода союз, идея которого еще не до конца сформировался, Вышеградскую группу или то же Междуморье, укрепиться в политическом плане и тем самым создать возможность влиять на ход событий как в Европе, так и во всем мире. Мы являемся самым большим государством среди тех, кого мы, так сказать, взяли в свою компанию. Тем не менее, по сравнению с остальными политическими и экономическими организмами в Европейском союзе, потенциал подобного союза, действительно очень мал. Не думаю, что визит Анджея Дуды в Прагу что-то изменит. Да, будет желание, будут заявления, но даже если мы в этих заявлениях преуспеем, это не очень понравится нашим прежним союзникам из Европейского союза. Подобная политика будет оцениваться как попытка разобщения».

Издатель журнала «Рапорт» беспокоится, что тот политический курс, по которому сейчас движется Польша, может очень дорого обойтись всей стране:

«На протяжении последних нескольких месяцев нам навязывают иллюзию, что можно просто взять и изолироваться. Я боюсь экономических последствий политики Польши в направлении изоляции в двух системах, в которых до последнего времени мы были активными участниками, с каждым разом все более активными участниками, участниками, с которыми все больше считались. Я сейчас говорю о Европейском союзе и НАТО. В НАТО наконец-то признали наш военный потенциал. Мне кажется, что сейчас мы сворачиваем в сторону политики изоляции. И, если эта политика окажется «эффективной», мы за эту изоляцию заплатим огромную цену. Это абсолютно абсурдно – строить международную политику на том убеждении, что можно закрыться от всего мира и чувствовать себя при этом в безопасности».

Политолог Гжегож Костжева-Зорбас приводит свои рекомендации, как стоит действовать в преддверии саммита НАТО в Варшаве, чтобы извлечь из этого как можно больше пользы:

«Польша должна разрешить кризис вокруг Конституционного суда еще до начала саммита НАТО в Варшаве. Это нужно сделать как можно быстрее, потому что ставка национальной безопасности – намного выше. Национальная безопасность не ограничивается политическим календарем – от выборов к выборам. Это вопрос на десятилетия, если не больше. Также Польша должна вести более активные переговоры внутри НАТО в формате «что-то за что-то». В дипломатии по-другому не бывает, всегда есть «что-то за что-то». Необязательно все должно быть симметрично. Это могут быть разные отрасли, например, что-то военное за что-то экономическое. Минимальной целью для Польши должна стать гарантия постоянного присутствия НАТО в Польше. Даже если это постоянное присутствие будет называться как-то по-другому, ротационным, например, как сейчас модно говорить. Программа же максимум должна заключаться в том, чтобы перенести из Германии в Польшу американскую ядерную базу. Эта база – часть программы совместного использования ядерного оружия в случае войны или очень серьезной угрозы. Во время Холодной войны Германия была центральным элементом восточного фланга НАТО. Сейчас же таким центральным элементом является Польша».

pr24/ая

Copyright © Polskie Radio S.A О нас Контакты