Польский политик и автор «шоковой терапии» Лешек Бальцерович стал представителем президента Украины в Кабинете Министров. Соответствующий указ Петр Порошенко подписал 22 апреля. Бальцерович также назначен советником президента Украины и сопредседателем Группы стратегических советников по поддержке реформ в Украине.
«Речь идет об участии в процессах принятия решений с самого начала, о существенном влиянии на проекты и стратегические планы», - такие задачи будут стоять перед Бальцеровиче, по его собственному заявлению.
По словам польского экономиста, его предложение состояло в том, чтобы создать группу экспертов, которые работали бы для всех властей Украины: правительства, президента и парламента.
«Целью работы этой группы экспертов является помощь в улучшении координирования процесса принятия решений. Речь не идет о том, чтобы заявлять свое мнение по факту. Речь идет о том, чтобы влиять на проекты и стратегические планы», - подчеркнул Бальцерович.
В группу экспертов автор полькой «шоковой терапии» пригласил экс-главу польского МВД Ежи Миллера и польского политика украинского происхождения Мирослава Чеха.
О том, удастся ли Лешеку Бальцеровичу реформировать украинскую экономику, в эфире Польского радио беседовали польские экономисты - Эльжбета Мончинская из Польской экономической ассоциации, Томаш Качор из Банка польского хозяйства, Ярослав Янецкий из Societe Generale.
Стало ли это удивлением назначение Бальцеровича для гостей Польского радио? Эльжбета Мончинская считает, что у польского реформатора есть все предпосылки к работе в Украине:
Основанный профессором Бальцеровичем аналитический институт Keys многие годы вел интенсивные исследования в странах бывшего Советского Союза, в том числе в Украине и Грузии. Поэтому у профессора Бальцеровича есть отличная аналитическая база - это во-первых. А во-вторых, у него есть опыт польских реформ. Хотя украинская ситуация, конечно, отличается от польской. Бальцерович провел во время "шоковой терапии" приватизацию, а в Украине она уже состоялась. И украинцы весьма иронически об этой приватизации высказываются, называя ее "прихватизация" - то есть перехват, проходящий не обязательно по прозрачным рациональным правилам. В настоящий момент это также является проблемой Украины.
Что окажется наибольшим вызовом для Лешека Бальцеровича в Украине? Томаш Качор полагает, что Бальцеровичу придется сразиться с пассивностью украинских властей:
Я отмечу, что мы, поляки очень любим критиковать самих себя. А ведь это успех Польши - кто-то признал, что у нас насколько хорошая ситуация, что нужно импортировать тех людей, которые ее создали. Что будет вызовом? Профессор Бальцерович, несомненно, обладает огромными знаниями, но ситуация, в которую он входит, другая, и он не сможет использовать те же методы, которые в Польше сыграли свою роль. И вторая вещь - у меня много сомнений насчет импортированной воли проведения изменений. Если стремление изменить ситуацию не идет изнутри, то даже самые лучшие советы не станут реальностью. А все указывает на то, что воли совершения изменений, по крайней мере, на уровне людей, принимающих решения, в Украине нет. У польских элит, несмотря на разные представления о том, как следует совершать изменения, была огромная пробивная сила. Было очевидно, что изменения необходимы.
Ярослав Янецкий, в свою очередь отмечает, что редко поляки в полной мере представляют себе масштабы украинских экономических проблем:
По-моему, эффективность каких-либо действий в сегодняшней Украине находится под знаком вопроса, потому что политические элиты в Украине находятся в состоянии конфликта. Независимо от того, что предложит одна из сторон, реализация этого будет трудной. В связи с этим, выход с приглашение специалиста из-за рубежа, возможно, является более эффективным подходом. Самой большой проблемой, перед лицом которой стоит и профессор Бальцерович, и та команда, которая сегодня правит Украиной, является гигантская проблема с серой зоной и коррупцией. Мы себя даже не представляем масштаб этих явлений в Украине. Речь еще и о способе мышления, ментальности украинцев, которые не верят в том, что можно как-то по-другому заниматься бизнесом. Переход к европейским принципам, изменение мышления - это огромный вызов, и я, честно говоря, не знаю, как это сделать за короткий период времени.
Однако Эльжбета Мончинская надеется, что Бальцерович, как человек не связанный с украинской коррупцией, сможет изменить систему изнутри:
Прежде всего, необходимо встраивать в украинское общество принцип прозрачности и открытости. Решительная управленческая работа кого-то из вне может, действительно, ускорить этот процесс. Обычные украинцы, с которыми мы встречаемся здесь в Польше, открыто признаются, что там ничего нельзя решить, если не дашь взятку. Тот, кто не функционирует в этой системе, легче может с ней справиться. И украинцы, наверное, именно на это и надеются.
pr24/mm