5 мая правительство Армении отправило в парламент законопроект о признании независимости Нагорного Карабаха. Тем не менее, данный проект не стали включать в повестку внеочередной сессии парламента, изначально запланированной на 10 мая. Замглавы МИД Армении Шаварш Кочарян пояснил, что Ереван признает Нагорный Карабах в том случае, если Азербайджан «развернет новую военную агрессию». О том, возможно ли признание Арменией независимости Нагорного Карабаха и возможных последствиях подобного решения, Польское радио беседовало с Войцехом Гурецким из Центра восточных исследований.
Возможен ли сценарий, при котором Армения признает Нагорный Карабах?
В интересах Армении не признавать Нагорный Карабах, потому что весь мир считает этот регион частью Азербайджана. Поэтому, признав Нагорный Карабах, Армения заняла бы позицию агрессора, что усложнило бы ее участие в процессе мирного урегулирования конфликта. Я не думаю, что армянский парламент проголосует за законопроект, который предусматривает признание Нагорного Карабаха. Разве что были предприняты какие-то радикальные шаги и теперь Армения будет стремиться к конфронтации. Но подобный сценарий маловероятен.
Тем не менее, подобное предложение поступило. С чем это связано?
Напомню, Нагорный Карабах является обособленной частью Азербайджана, которая в основном заселена армянами. В ходе войны, которая проходила в начале 90-х армяне установили контроль над территорией между Карабахом, Арменией и Ираном и создали здесь сепаратистскую республику Нагорного Карабаха, которую никто в мире не признал. До начала апреля этого года здесь продолжалось перемирие пока не произошла т.н. «четырехдневная война» – радикальная эскалация конфликта с участием разных видов войск. Вмешалась Россия и военные действия прекратились, хотя высокое напряжение до сих пор сохраняется.
Допустим, что Армения признает Нагорный Карабах, что тогда?
Здесь нужно уточнить, в чем интерес Армении, чтобы предпринимать подобные шаги. «Четырехдневная война» закончилась благодаря эффективному вмешательству российских дипломатов. После этого российский премьер Дмитрий Медведев побывал как в Баку, так и в Ереване. Министр иностранных дел Сергей Лавров также продемонстрировал высокую дипломатическую активность. Россия заявила о желании принимать активное участие в разрешении конфликта, у нее есть для этого полномочия, на уровне США и Франции она является членом минской группы, которая была организована с целью контролировать процесс мирного урегулирования конфликта. Прозвучали заявления о возможном введении российских миротворческих сил, что спровоцировало негативную реакцию со стороны Армении. Введение миротворцев РФ означало бы передачу Азербайджану контроля над частью территорий, которые сейчас находятся в распоряжении армян. Ни один армянский политик на это не пойдет. Возможно, таким образом Россия ставит шах. Если Армения признает Нагорный Карабах, на это остро отреагирует Азербайджан и потребует исключить Армению из процесса мирного урегулирования конфликта. Такой же острой была бы реакция России. Признание Арменией Нагорного Карабаха привело бы к эскалации конфликта и, скорее всего, возобновлению военной активности.
Этот конфликт сохранился бы в отношении лишь Азербайджана и Армении или, все таки он может распространиться на весь Кавказ?
Не стоит забывать о натянутых российско-турецких отношениях с того времени, когда в ноябре прошлого года турки подбили российский самолет. Кто-то даже говорит о том, что армяно-азербайджанский конфликт – это война под патронатами России и Турции, в которой Россию представляет Армения, а Турцию – Азербайджан. Это также и Иран, который хочет активно участвовать в мирном урегулировании конфликта. Заинтересованных сторон немало. С другой стороны, недалеко идет сирийская война, в которой учувствуют как Россия и Турция, так и частично Иран, поэтому я не думаю, что кому-то захочется создавать новые фронты. Скорее всего до войны с участием не только Азербайджана и Армении не дойдет, но это была бы серьезная дестабилизация в регионе в широком понимании этого слова.
pr24/aj