Торжественная церемония завершения Программы комплексного обновления парка-музея Королевские Лазенки, охватившей исследования, модернизацию инфраструктуры, реставрации Королевской коллекции картин, скульптур и гравюр, реконструкцию исторических объектов и ревитализацию садов, стала хорошим предлогом поговорить об эпохе короля-просветителя Станислава Августа как важной части польской истории. Программа осуществлена при поддержке Министерства культуры и национального наследия Польши, а также европейских финдов, значительная доля которых пришлась на Норвежские фонды во имя культуры. Стоит отметить, что голландская королевская чета была очарована Лазенками, и это сыграло немалую роль в данном проекте.
Директор Королевские Лазенки Тадеуш Зельневич (слева) и министр культуры и национального наследия Польши Петр Глиньский на церемонии в Старой Оранжерее по поводу завершения проекта модернизации музея-парка.
Фото: И. Завиша
«Пристанище муз и мысли короля Станислава Августа», - так сотрудники Королевских Лазенок назвали Старую Оранжерею, в которой размещается уникальная коллекция скульптур, соединенная с Королевским театром. Директор парка-музея Тадеуш Зельневич рассказал о том, что предшествововало обновлению Старой Оранжереи:
Тадеуш Зельневич: «Мы начали с исследований, и они принесли сенсационное открытие. В 2012 году под зелеными стенами и известкой мы открыли множество фрагментов оригинальной росписи по проекту знаменитого художника Яна Кристиана Камзецера. Это действительно была сенсация, поскольку историки искусства считали, что проекты, сохраненные в Библиотеке Варшавского университета никогда не реализовались. И что концепция устройства в Лазенках Королевской галереи скульптуры также не осуществилась. А оказалось, что в 1792-93-м годах эти планы воплотились в жизнь. И это навело нас на мысль, что эта якобы невыраженная, нематериализованная идея Станислава Августа, высказанная в 1792-м году создать в этом парковом комплексе первый современный музей – а тогда «современный» означал «общедоступный», служащий просвещению всех,- тем не менее, также частично воплотилась в жизнь. Следует помнить, что это было время второго уже раздела Польши, восстание Костюшки и отречение от престола в 1795 году. Всё это говорит о том, что в истории музейного дела в Польше этот проект современного музея в Королевских Лазенках совершенно новым образом помещает Польшу на карте музеев, которые создавались в эпоху Просвещения во всей Европе».
- Тадеуш Зельневич подчеркнул, что идея Станислава Августа показывает, насколько передовой была польская мысль в ту эпоху:
Тадеуш Зельневич: «И как верилось, что общение с красотой, образование влияет на то, что человек становится, как тогда говорили, более благородным. Сегодня мы говорим «человек становится лучше», а становясь лучше люди могут создавать лучшее общество. Именно оттуда, из той далекой эпохи Станислава Августа вытекает современная мысль и послание в адрес просветительской деятельности, которую ведут польские музеи и учреждения, занимающиеся историей. А мы в Королевских Лазенках особенно связаны с традицией и продолжением идей Просвещения».
- Пользуясь присутствием на церемонии заверешения проекта обновления Королевских Лазенок министра культуры и национального наследия Польши, профессора Петра Глиньского, мы пригласили его к микрофону.
- Какие значение имеет восстановление «Пристанища муз и мысли Станислава Августа» для углубления знаний, а главное – понимания истории Польши в целом?
Петр Глиньский: «Очень большое. Прежде всего потому, что это, фактически, восстановление того, что уже было, а мы в течение долгих лет не знали, как это выглядит. Ведь Оранжерее возвращен тот самый вид, который был при короле Станиславе Августе Понятовском. Эти росписи прекрасны, и думаю, толпы варшавян и туристов будут сюда приходить и знакомиться с классическими представлениями муз, богов, исторических личностей в европейской скульптуре. Это дает понимание о том, чем Станислав Август интересовался. Но также осознание, что в очень трагический для Польши момент, ведь Польши тогда постепенно исчезала с карты Европы, в ней не умирала мысль и тяга к прекрасному. Наверное, многие слышали о знаменитых королевских «обедах по четвергам». На самом деле это были диспуты о философии, об эстетике, ведь искусство процветало. И в Польше творили лучшие европейские художники и архитекторы».
- В своем выступлении на торжестве вы сказали, что на протяжении долгих лет в Лазенках не ощущался дух эпохи Станислава Августа. В чем, по-вашему, кроется этот дух?
Петр Глиньский: «В сочетании красоты с мудростью. Наверное, именно этого искал сам Станислав Август и гости, которых он приглашал на обеды по четвергам и на прогулки по Лазенкам. Красоту мы уже видим, а некоторые фигуры в Галерее скульптуры ассоциируются у нас с мудростью. Это идеалы классицизма, идеалы эпохи Просвещения. Это обращение к эстетическому наследию человечества».
- К словам директора Парка-музея Королевские Лазенки Тадеуша Зельневича и министра культуры Петра Глиньского добавим, что скульптурная коллекция короля не только отреставрирована, но и дополнена. Такие скульптуры как Лаоконн, Афина, Флора, маска Медузы, бюсты целой плеяды древнегреческих философов, римских императоров, образно говоря, помогали королю Станиславу Августу жить. Сегодня Старая оранжерея предстала в новой форме: фрески, скульптуры, театра, что создает прекрасный ансамбль.
Автор: Ирина Завиша