С визитом в Польше находится генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг. На совместной пресс-конференции с президентом Польши Анджеем Дудой Столтенберг заявил, что НАТО увеличит свое присутствие в восточной части Евросоюза после саммита Альянса, который пройдет в июле в Варшаве. Тогда же будут сообщены детали – точное количество военных и места их размещения. «Войск НАТО в Польше после Варшавского саммита будет больше, чтобы послать четкий сигнал, что нападение на Польшу будет считаться нападением на весь альянс», - подчеркнул Столтенберг.
В эфире Польского радио ожидания Польши перед саммитом НАТО, вопросы безопасности и военной угрозы со стороны России комментировал депутат Сейма от партии «Современная» Адам Шлапка:
То, за чем мы наблюдаем с момента агрессии Путина в Украине, - можно назвать пробуждением НАТО. И это время должно было прийти, потому что уже несколько лет НАТО находилось в летаргическом сне. Всем казалось, что холодная война окончена, а мы - поляки - очень хорошо понимаем, что она не закончилась. Владимир Путин - это человек из КГБ, и у нас не должно быть никаких сомнений. Наша политика в отношении России должна быть очень принципиальной и целостной. И мы должны убедить наших партнеров - и в ЕС, и в НАТО - что с Россией нужно взаимодействовать принципиально и не делать ни одного шага назад. Тема отмены санкций вообще не должна подниматься, пока продолжается российская агрессия в Украине. А в наших интересах - я думаю, что этот вопрос не вызовет разногласий среди польских политиков - укрепление восточного фланга НАТО и постоянное присутствие НАТО на территории Польши. Шпица – войска немедленного реагирования, решение о которых было принято два года назад в Ньюпорте, - это шаг в правильном направлении. Ранее такие переговоры вообще не велись. Но шпица - это слишком мало. Это одна бригада из четырех тысяч военнослужащих, заданием которой является логистическая поддержка в случае переброски других подразделений. А то, что действительно необходимо, - это постоянное присутствие НАТО в новых странах-членах Альянса - то есть в Польше и в странах Балтии.
То есть не существует никаких различий в подходе к этому вопросу между президентом Дудой, правительством Беаты Шидло и оппозиционной партией "Современная"?
Нет, конечно. Это польские государственные интересы. И уже 26 лет нет никаких разногласий по этому вопросу. Хотя в начале 90-х появлялись разные голоса. Но это связано с тем, что в 1991 году не всем на Западе можно было доказать, что Польша должна быть членом НАТО, хотя большинство польских политиков это понимало. Теперь членство Польши в НАТО является фактом, и для нас очевидно, что Польша должна быть членом НАТО первой категории - то есть наша страна должна чувствовать себя в безопасности, а на ее территории должны постоянно присутствовать военнослужащие альянса. К счастью те государства, у которых возникали сомнения по этому поводу, например у Германии, можно переубедить.
А где должна находиться граница нашей активности в зарубежных миссиях НАТО? Может ведь сложиться такая ситуация, что польские военные должны будут отправиться, например, на Ближний Восток.
Если мы хотим чувствовать себя в безопасности, то мы должны быть хорошим союзником. Если мы хотим, чтобы наши союзники что-то сделали для Польши, то мы должны дать понять нашим союзникам по НАТО, что они могут рассчитывать на Польшу в трудных ситуациях. И это вопрос и дипломатии, и отношений с партнерами - где сейчас необходима наша активность, вовлеченность в миссию НАТО? Мы не должны полностью исключать участия польской армии в миссиях НАТО за границей, потому что это также часть того, из чего состоит доверие к нам со стороны союзников. Во-вторых, во время военных миссий наша армия получает ценный опыт, который идет ей на пользу. И именно поэтому участие в миссиях нашей армии необходимо, независимо от того, что это за миссия - ООН, как в Чаде, или НАТО, как в Афганистане.
То есть, если нет разногласий между польскими партиями относительно важности присутствия НАТО в Польше, партия "Современная" не поддержит идею проведения общественного протеста в те дни, когда в Варшаве будет проходить саммит НАТО? Появилась идея организации антиправительственного протеста именно тогда, чтобы мировые лидеры увидели недовольство поляков.
Это абсолютно разные вещи. Саммит НАТО и его решения - это вопрос внешней политики и безопасности. И по этому вопросу нет никаких споров - мы хотим постоянного присутствия НАТО в Польше. Для нас важно, чтобы саммит НАТО в Варшаве стал успехом Польши. Но если речь идет о ряде шагов "Права и справедливости" во внутренней политике, то мы с ними абсолютно не согласны. Более того, мы считаем, что они влияют и на внешнюю политику и на политику безопасности. Я имею ввиду и взаимоотношения польского правительства с европейскими институтами, и письмо польскому правительству от американских сенаторов, выражающих обеспокоенность внутренней ситуацией в Польше. А мы знаем, что нашим главным партнером в НАТО являются именно США. Протест против внутренней политики "Права и справедливости" не исключает того, что мы хотим, чтобы саммит НАТО в Польше прошел удачно.
pr1/mm