Logo Polskiego Radia
Print

Правозащитная Россия

PR dla Zagranicy
Maria Makarova 02.06.2016 14:45
  • Правозащитная Россия 02.06.mp3
В Киеве стартовал проект EmigRussia, который поможет политэмигрантам из России; Петербуржцы протестуют против моста Кадырова в своем городе.

В Киеве стартовал проект EmigRussia, предлагающий помощь россиянам, которые по политическим соображениям хотят попросить убежище в Украине. Его инициаторами стали россияне из Киева и группа активистов из американской организации For Free Russia (За свободную Россию), в которую входят россияне, эмигрировавшие в США.

Один из создателей проекта Григорий Фролов отметил, что «есть большое количество людей, которые бегут из России по политическим причинам. «Кто-то бежит полями, кто-то – цивильно. Но эти люди зачастую делают глупые ошибки, потому что не знают, как работает институт предоставления убежища, и не знакомы с местными правозащитниками, которые могут им помочь», - подчеркнул Фролов в интервью Радио Свобода.

Кроме помощи россиянам, пытающимся получить политическое убежище в Украине, EmigRussia надеется также объяснить украинцам, что те россияне, которые приезжают в их страну, покидают родину, прежде всего, из-за политических преследований в результате непризнания и осуждения аннексии Крыма и войны в Донбассе, начатой Россией.

***
Петербуржцы протестуют против планов городских властей назвать один из безымянных мостов через Неву именем Ахмата Кадырова. 30 мая Топонимическая комиссия города рекомендовала присвоить мосту через Дудергофский канал имя Кадырова-старшего. Жители города создали на портале change.org петицию против этой идеи. А 6 июня собираются провести согласованный митинг на Марсовом поле.

«Мы, жители Санкт-Петербурга, просим власти отказаться от этой странной и непонятной петербуржцам идеи и вспомнить о сотнях достойных людей, которые действительно заслужили право дать своё имя улицам, площадям и мостам нашего прекрасного города», - настаивают организаторы протеста.

В нашем эфире эту тему комментирует Артем Филатов, журналист радиостанции «Эхо Москвы в Петербурге»:

Это решение Топонимической комиссии действительно всколыхнуло город - в первую очередь, потому, что Ахмат Кадыров не имеет никакого отношения к Петербургу. Вероятно, он сделал что-то для прекращения войны в Чечне, однако в Петербурге он не работал, не жил и никакие его достижения не связаны с нашим городом.

Район Петербурга, в котором Топонимическая комиссия решила поместить мост Кадырова - это район, где названия улиц, проспектов, мостов связаны с героями Великой Отечественной войны. Здесь же нарушается традиция. Кроме того, в Петербурге нет проспекта Ахматовой, нет проспекта ОБЭРИУтов. И не случайно в интернете так всех всколыхнула идея петербуржского сатирика Геннадия Смирнова назвать мост Ахматовским - не в честь Ахмата Кадырова, а в честь поэтессы Анны Андреевны Ахматовой. Здесь есть ирония, конечно, потому что есть созвучие названий, но и большая правда жизни.

И еще один важный аргумент связан с самой Топонимической комиссией. В ней среди 24 членов - 9 чиновников Смольного. Ситуация, когда мнением экспертов, краеведов, почетных жителей города можно пренебречь, тоже всех возмутила.

Идея назвать мост в честь Кадырова подана одной небольшой малоизвестной патриотической организацией, но ее рьяно поддержали в Смольном. Два-три года назад уже была идея местного, достаточно одиозного депутата Виталия Милонова назвать одну из улиц в честь Кадырова, и тогда тоже были противники. Губернатор Георгий Полтавченко сказал, что да, конечно, мы уважаем память о Кадырове-старшем, но к нашему городу он никакого отношения не имел.

Что касается оппозиционно настроенной части общества, то все отмечают, что получается удивительная вещь. В Петербурге может появиться мост Кадырова, в Москве нет моста Немцова и постоянно демонтируют мемориал на месте гибели политика.

В нынешней ситуации велика вероятность, что, действительно, голос жителей города услышат, потому что тема вышла далеко за рамки Петербурга. Никто практически из известных горожан, весьма лояльных ко власти, не решился сказать, что выступает за то, чтобы появился мост Кадырова. Таких голосов даже от зависимых от власти людей не слышно. Зато слышны голоса Александра Сокурова и Олега Басилашвили, которые против этого названия.

***
Верховный суд Чечни 26 мая вынес приговор украинцам Николаю Карпюку и Станиславу Клыху, которые были признаны виновными в ведении боевых действий на стороне чеченских сепаратистов в 90-х годах. Карпюк и Клых приговорены к 22,5 и 20 годам лишения свободы. Сами украинцы не признают своей вины.

Один из них – Станислав Клых – в результате пыток, в том числе, с использованием электрического тока, сошел с ума. Во время заседаний суда он кричал, особенно, когда видел в зале свою мать, специально приезжавшую из Украины, и произносил бессвязный набор слов – вроде «народы мира — это Маугли, это волоски. Волоски. Кашалоты, зуб кашалота, вот клых! «Вот стоит Клых, зуб кашалота. А там — а там проповедь. Везде проповедь. Они несут тебя к печи, они несут тебя к печи. Зуб кашалота! Но что делать, приплыл кашалот», — бормотал Клых.

Российский правозащитный центр «Мемориал» признал Карпюка и Клыха политзаключенными.

«Карпюк и Клых только и исключительно заложники. Фактически российское государство поймало случайных людей, несколько месяцев жестоко пытало их, а потом осудило по вообще фантастическому обвинению. С таким же успехом любого прохожего на улице можно схватить и осудить за участие в Чеченской ли войне, бандитском ли убийстве 90-х», - написал в фейсбуке Сергей Давидис из «Мемориала».

Маша Макарова

Copyright © Polskie Radio S.A О нас Контакты