На прошлой неделе в Польше закончились масштабные учения НАТО Anakonda-16, самые крупные со времен 1989 года. В маневрах приняла участие почти 31 тысяча солдат, в их числе 12 тысяч польских, было задействовано 3 тысячи боевых машин, 105 самолетов и вертолетов, а также 12 кораблей.
Глава немецкой дипломатии Франк-Вальтер Штайнмайер сказал, что учения Анаконда 2016 не нужны, так как они не служат укреплению оборонной системы. В интервью для газеты Bild Штайнмайер предостерег: не нужно махать саблей перед Россией. По его мнению, не нужно подогревать атмосферу в отношениях между НАТО и Российской Федерацией. Глава немецкой дипломатии также сказал, что ошибаются те, которые верят, что символические военные парады на восточном фланге Альянса увеличат безопасность.
Может ли такого рода критика внутри ЕС повлиять на ситуацию, в которой находится сейчас Польша? На этот вопрос ответил Цезары Гмыз из еженедельника Do Rzeczy и телеканала Republika, который был гостем Польского Радио.
Я надеюсь, что нет. Хотя позиция Франка-Вальтера Штайнмайера, вице-канцлера Германии и коалицианта Ангелы Меркель, достаточно сильная, не нужно забывать о том, что внутри большой правящий коалиции в Германии существует конфликт, который касается России. Ангела Меркель – и за это ей большое спасибо – жесткий противник Владимира Путина. Это связано также с личным восприятием: в своё время Путин напугал Меркель своей собакой, а, как известно, у Ангелы Меркель кинофобия, то есть она панически боится собак. С тех пор отношения с Путиным, с которым Герхард Шредер ходил в русскую баню, очень охладели… Франк-Вальтер Штайнмайер, будучи в своё время близким сотрудником Герхарда Шредера, известен как русофил. В рамках большой немецкой коалиции есть спор, касающийся, в частности, санкций против России. Франк-Вальтер Штайнмайер, а также вице-канцлер Зигмар Габриэль довольно часто высказываются за их ослабление. А канцлер Ангела Меркель в этом вопросе, к счастью, занимает твердую позицию и высказывается против ослабления санкций. Надеюсь, что высказывания Штайнмайера (по поводу учений НАТО в Польше) – это всего лишь производная его хороших отношений с россиянами. У него действительно хорошие отношения с россиянами и он страдает по поводу того, что его шеф, канцлер Германии, эти контакты не хочет сохранять.
Какие действия со стороны России можно ожидать перед саммитом НАТО в Варшаве?
Прежде всего, мы имеем дело с очень большим увеличением разведывательной деятельности на территории Польши. Я разговаривал с представителями польской службы контрразведки, они говорят, что такой активности россиян они не регистрировали уже давно. В частности, россияне укрепили свою резидентуру разведки равно как военную, так и цивильную; как персонально (в смысле кадров), так и технически. В посольстве находится – хотя и неофициальный – пункт служб разведки. Есть еще одно интересное явление: наша контрразведка открыла, что на территории Польши начала работать ФСБ, которая согласно нормам закона может действовать только в России и на территории стран, входящих в СНГ. То, что эта служба ведёт разведывательную и саботажную деятельность на территории Польши, это своего рода novum (что-то новое). Наша контрразведка подозревает, что за атаками, которые осуществлялись с помощью сетей Tor (анонимное сетевое соединение, когда невозможно определить автора сообщения) и которые сводились, например, к предостережениям о подложенных бомбах, тоже стоят россияне. Они таким образом тестируют польскую систему безопасности перед саммитом НАТО.
Какова цель интенсификации таких действий?
Если говорить кратко, то Россия уже длительное время готовится к, так называемой, гибридной войне с Западом. Одну из форм этой войны мы видели, например, в Марселе, где в уличной драке участвовали подготовленные специалисты уличных боев, то есть представители российских специальных войск, которые играли роли болельщиков.
PR1/Kira