Logo Polskiego Radia
Print

Правозащитная Россия

PR dla Zagranicy
Maria Makarova 30.06.2016 16:00
  • Правозащитная Россия 30.06.2016.mp3
Закрытие проекта "Открытая библиотека" в Петербурге после обыска, проведенного ФСБ в библиотеке Маяковского, комментирует Артем Филатов ("Эхо Москвы в Петербурге").

Петербургский проект «Открытая библиотека» больше не будет проводить ежемесячные «Открытые диалоги» в библиотеке имени Маяковского. Об этом заявил организатор проекта Николай Солодников. В день проведения июньских диалогов в библиотеку с обыском пришло ФСБ. Были изъяты документы и техника.

«Открытые диалоги» были важным проектом не только для Петербурга, но и для России в целом. Дискуссии, участие в которых принимали люди, не нуждающиеся в представлении, транслировались в прямом эфире. «Наша задача – консолидация общества, - говорится на сайте проекта. - „Открытая библиотека” – это попытка разместить в одном здании людей кардинально разных взглядов. Иначе мы так и проживем всю жизнь, общаясь только с теми, с кем находим общий язык, а страна продолжит двигаться в том направлении, в котором двигается». О закрытии проекта «Открытая библиотека» мы побеседовали с журналистом радиостанции «Эхо Москвы в Петербурге» Артемом Филатовым.

Маша Макарова: Почему этот проект пытаются запретить? «Открытая библиотека» начала работать достаточно давно, в 2012 году, успешно развивается. Проект сложно назвать оппозиционным - на этой площадке выступали самые разные спикеры, в т.ч. министр культуры Владимир Мединский. С чем может быть связано закрытие?

Артем Филатов: Да, действительно, проект «Открытая библиотека» не является оппозиционным. В центре Петербурга в библиотеке Маяковского можно было послушать самых разных людей от министра культуры Мединского до Нобелевского лауреата Алексиевич. Множество журналистов, режиссером, общественных деятелей приходили в «Открытую библиотеку». Там горожане могли задавать им вопросы. Сложно сказать, что именно сыграло решающую роль в закрытии. Во-первых, конечно, возникают ассоциации – «Открытая библиотека» и «Открытая Россия», несмотря на то, что проект Николая Солодникова, петербургского активиста и журналиста, никак не связан с Михаилом Ходорковским. Тем не менее, такое созвучие явно играло свою роль и было не в пользу Солодникова. Как он сам говорит, и, видимо, так и было, более года сотрудники ФСБ приходили в библиотеку, задавали одни и те же вопросы - например, откуда берутся деньги на проект, связан он с Ходорковским или нет? И последней каплей стали обыски, прошедшие в библиотеке, когда допрашивали сотрудников, изымали технику, документы. То есть в библиотеке, в культурном учреждении работали сотрудники ФСБ, никто там к такому обращению не привык. После этого Николай Солодников написал заявление об уходе. Он работал в библиотеке все время, что шел проект, замдиректора по связям с общественностью.

ММ: Что это за знак для российского общества?

АФ: Это уже не знак, это, скорее, точка, потом что проект «Открытая библиотека» был единственным крупным проектом публичных дискуссий, где выступали самые известные в России и русскоязычном мире люди - Светлана Алексиевич, замечательные экономисты - например, Константин Сонин, кинорежиссер Гарри Бардин. Можно назвать целый список имен людей, не нуждающихся в представлении. Тот же Александр Сокуров был неоднократно гостем «Открытой библиотеки». По сути дела, это сигнал 2сидите и заткнитесь» - по-другому это сложно назвать, потому что если бы было желание этот проект сохранить, это можно было сделать. Проект по своей сути действительно не является оппозиционным. Еще три года назад я считал Николая Солодникова совершенно лояльным власти человеком. Он работал с чиновниками, этот проект какое-то время пытался поддерживать Смольный. И только потом стало понятно, что власть совершенно не хочет в это вписываться и не заинтересована в развитии этой идеи. И вот мы видим, что такая обычная вещь, как разговор о судьбе своей страны с умными интересными людьми, с хорошими, провокационными порой вопросами, как-то не комильфо, что это вызывает напряжение и раздражает.

ММ: Я смотрю как раз на темы «Открытых диалогов», которые проходили в Петербурге. Разброс тем очень большой, люди обсуждали разные вещи, не касающиеся напрямую политики. А гости, которые приезжали в Петербург, это, действительно, звездный состав. Получается, что любой, даже более известный и нужный, проект в России можно закрыть?

АФ: Выходит, что да. Это очень просто сделать. Более того - возникало ощущение, что их когда-нибудь закроют. Это, действительно, самый известный проект такого рода в России. Но до этого закрывали целые телеканалы, средства массовой информации, выгоняли коллективы. Тут речь идет о давлении на очень маленькую группу людей - Николая Солодникова и директора библиотеки им. Маяковского. До этого давить удавалось и на гораздо больше людей.

По сути дела, это уже неудивительно после скандала с фондом «Династия», после начала масштабной кампании по выявлению иностранных агентов. А тут локальная задача. Удивительно, что сотрудники ФСБ решили ее только за полтора года. Но для Петербурга - это действительно огромная потеря.

ММ: А появились ли какие-то голоса протеста в этой ситуации?

АФ: Во-первых, очень открыто заявил о своем недовольстве этой ситуацией, о том, что это является для него личным оскорблением кинорежиссер Александр Сокуров. Он сказал совершенно открыто, что это удар по нему, оскорбление его как гражданина. Сейчас сам Николай Солодников ищет пути выхода из ситуации. Он ведет переговоры с Российской национальной библиотекой, директор которой, Александр Вислый сказал, что готов рассмотреть вопрос о предоставлении помещения. Посмотрим, что будет происходить дальше.

Copyright © Polskie Radio S.A О нас Контакты