Logo Polskiego Radia
Print

«Мы наблюдаем преобладание прагматизма над личными обидами»

PR dla Zagranicy
Artur Panasiuk 04.07.2016 17:12
  • Турция и Россия.mp3
Эксперт о возобновлении отношений между Турцией и Россией.
Фото: wikimedia.org

Президент Турции Реджеп Эрдоган направил российскому президенту письмо, в котором выразил соболезнования в связи с гибелью российского пилота Су-24, сбитого в ноябре 2015 на сирийско-турецкой границе. «Эрдоган выражает глубокое сожаление по поводу произошедшего и подчеркивает готовность сделать все возможное для восстановления традиционно дружественных отношений между Турцией и Россией, а также совместно реагировать на кризисные события в регионе и бороться с терроризмом», - заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. Два дня спустя между Путиным и Эрдоганом состоялся телефонный разговор, после которого российский президент поручил правительству вступить в переговоры с Турцией для восстановления сотрудничества в торговле и других сферах. О том, чем вызвано желание сторон возобновить отношения Польское радио беседовало с Адамом Шиманским из Института политических наук Варшавского университета.

Чем объясняется курс на сближение между Россией и Турцией?

Это ситуация, в которой мы наблюдаем преобладание прагматизма над некоторыми идеологическими факторами и личными обидами. Турция из-за напряжения, вызванного сбитым самолетом РФ, теряет слишком много. Прежде всего, в экономическом плане. Россия ввела санкции и вернула визовый режим для турецких граждан. Это также отразилось и на туризме, который является важным элементом в двусторонних отношениях. Статистические данные свидетельствуют о том, что количество российские отдыхающих в Турции сократилось на 90%, а ведь это – самая значительная из туристических групп на турецком рынке. Помимо этого есть еще и важные энергетические и строительные проекты, которые также страдают из-за разлаженных отношений Турции и России. Это также вопрос безопасности. Крушение российского самолета, сбитого турками, привело к тому, что турецкие ВВС не могут совершать полеты над территорией Сирии.

С одной стороны террористическая угроза, с другой – санкции России. Ко всему еще и миграционный кризис и переговоры с ЕС, не говоря уже на том, что по соседству идет война. Понять Эрдогана в данной ситуации, который пытается наладить отношения с Россией – несложно. В чем заключается интерес для Путина? Ведь вопрос сбитого самолета для россиян – это вопрос чести.

В данной ситуации не могло быть иной, более радикальной, реакции, учитывая факт, что Турция является членом НАТО. Тем не менее Россия и Путин продемонстрировали, что могут реагировать в соответствии с ситуацией и все-таки создать определенные проблемы для Турции. Здесь также стоит обратить внимание на то, как это все сказывается на общественном мнении обеих сторон. Как это подается. Изначально в России настаивали на том, что Турция должна извиниться. Письмо Эрдогана Путину именно так и было воспринято, хотя речь в нем шла не о прощении, а о сожалении. Тем не менее, все было преподнесено именно так – «наше требование удовлетворили, у нас попросили прощения, мы простили, можно потихоньку возвращаться к нормальным отношениям». Для России это важно, потому как уже вскоре она начнет инвестировать в энергетический сектор Турции. Можно говорит о том, что Россия подходит к вопросу с прагматической точки зрения.

Во время телефонного разговора Эрдоган и Путин договорились совместно реагировать на кризисные события в регионе и бороться с терроризмом, что это может означать на практике?

Это тот же момент, который Россия подчеркивает и в отношениях с США. Речь здесь идет, прежде всего о противостоянии Исламскому государству. У России есть свои проблемы с радикальными исламистскими организациями. В свою очередь, как это будет реализовываться на практике – это совсем другая история. Речь здесь идет о какой-то общей позиции в отношении борьбы с терроризмом. В свою очередь, детали подобного сотрудничества могут быть самыми разными, это может быть та же борьба с Исламским государством на территории Сирии.

Можно ли объяснить сближение, которое мы наблюдаем, нежеланием России отпускать Турцию в сферу интересов Европейского союза?

Это важный фактор с той же энергетической точки зрения. Турция на протяжении долгого времени лавирует между совместными энергетическими проектами с Европейским союзом и Россией. Оттепель в отношениях, которую мы наблюдаем – в интересах России. Она может, среди прочего повлиять на то, что турецкий энергетический вектор снова повернет в сторону России и тем самым предупредит совместные проекты с ЕС. Таким образом, в данной ситуации важен не только экономический но и политический контекст.

pr24/aj

Copyright © Polskie Radio S.A О нас Контакты