О том, что представляет собой варшавский Сад праведников говорит Анна Зярковская – заведущая Отделом образования Дома встреч с историей:
Анна Зярковская: «Идея основания Сада праведников пришла к нам из Италии, от итальянского фонда, с которым сотрудничает Дом встреч с историей. Первый Сад праведников был основан в Иерусалиме, затем в Милане и в Варшаве. Миланский и варшавский сады отличаются от иерусалимского тем, что в них увековечена память не только о тех, кто спасал евреев во время Второй мировой войны, но также боролся за свободу, человеческое достоинство в эпоху тоталитарных режимов, этнических чисток, геноцида, то есть в эпоху всех драматических событий, которые разгрывались в ХХ и XXI веках. Варшавский Сад праведников имеет универсальный характер, так как мы отдаем здесь дань памяти и уважения людям из разных уголков мира, оставивших свой след в истории всего человечества».
- Ежегодно Сад праведников пополняется новыми именами:
Анна Зярковская: «В этом году на торжестве в Музее истории польских евреев к праведникам были причислены ротмистр Витольд Пилецкий, профессор Владислав Бартошевский и ксендз Ян Зея. Биографии этих людей определенным образом связаны между собой. Владислав Бартошевский сразу после освобождения из концлагеря Аушвиц исповедовался у ксендза Зеи. Ксендз Зея принимал военную присягу у ротмистра Пилецкого. Не только судьбы этих необыкновенных людей перекрещивались, но между ними много общего и в характере. Все трое отличались такими моральными устоями, которые велели им делать только добро».
- В варшавском Саду праведников встречаются целые поколения и люди из разных стран:
Анна Зярковская: «Мы стремимся к тому, чтобы это было местом просвещения, местом встреч. Сад праведников также находится на маршруте молодежных экскурсий израильской молодежи, посещающей Варшаву. Это живое место памяти, где мы говорим об исключительных людях, несших в мир добро. И это имеет большое воспитательное значение. Среди тех, о ком хранит память Сад праведников, – Антония Локателли, итальянская миссионерка из Руанды, которая била тревогу по поводу геноцида, происходившего на ее глазах, за что была жестоко убита; Ян Карский – легендарный курьер из Варшавы, сообщавщий миру о Холокосте; Тадеуш Мазовецкий, который в жесте протеста против бездействия ООН отказался от мандата специального посланникоа в Югославии; Анна Политковская – российская журналистка и правозащитница. Каждый обелиск в Саду правдеников содержит объяснение, за что увековечивается память данного человека. Потому что звание праведника присваивается не за всю биографию, а за конкретные поступки. В их честь сажают деревья, и в случае Варшавы это – райская яблоня».
- В беседе с нами на торжестве открытия обелисков и посадки яблонь в память о Витольде Пилецком, Владиславе Бартошевском и Яне Зее председатель Комитета праведников в Варшаве Збигнев Глюза отметил:
Збигнев Глюза: «Два года назад мы почтили память деревцами и обелисками шестерых человек, и теперь ежегодно выбираем трех очередных праведников, чтобы выразить уважение к их позиции по отношению к преступлениям против человечества, тоталитарным режимам и всем системам, унижающим и уничтожающим человека. Таким образом мы хотим показать, что были и есть праведники в такой действительности, где нормой считается несправедливость, социальная и политическая. Что касается Витольда Пилецкого, Владислава Бартошевского и Яна Зеи, то они как бы воплощают собой реакцию Польши на то, что принес Польше ХХ век, то есть нацизм и коммунизм. Причем в ситуации между двумя мировыми войнами эти люди уже были активными, особенно Ян Зея и Витольд Пилецкий. В них сконцентрировалась вся Польша, которая сопротивлялась обеим политическим системам, пытавшимся польский народ уничтожить, как физически, так и ментально. Пилецкий, переживший Аушвиц, погиб от рук коммунистов, но Владислав Бартошевский и ксендз Зея показали всему миру, как можно бороться после войны с режимом, который пытался опираться на конформизм. Никто из них ни разу не пошел на сделку с совестью».
- И они учат этому нас...
Збигнев Глюза: «Сейчас, в демократической системе такое зло, с которым они боролись, нам непосредственно не угрожает. Но когда рядом есть путинская Россия, когда происходят преступления во многих местах мира, такая позиция по-прежнему актуальна и указывает направление на будущее. Нет гарантий, что в Европе не будет попыток разрушить мир демократии. Поэтому гарантией могу служить только такие люди, как праведники. Поэтому мы считаем Сад праведников счастливым местом. А если примем во внимание, что после Второй мировой войны здесь был пустырь после гетто, то можно назвать этот сад местом торжества Жизни над смертью».
- Выдающаяся польская актриса Майя Коморовская – член Комитета Сада праведников призналась, что часто посещает этот сад «для души» и очень рада церемонии прибавления в нем новых имен:
Майя Коморовская: «Я считаю, что в наше бурное время ко всем торжествам, обращенным к памяти, надо относиться очень бережно. Чтобы дать пример молодым людям как себя вести в ситуациях, касающихся всего народа».
В Саду праведников, расположенном в варшавском районе Муранув, побывала Ирина Завиша