«Правительство должно приложить значительно более эффективные усилия, чтобы защищать интересы Польши в мире», - заявил в интервью изданию Rzeczpospolita лидер правящей партии «Право и справедливость» Ярослав Качинский. По его мнению, ЕС нуждается в изменениях и Польша в этом процессе должна «проявлять упорство». Он добавил, что уже поручил одному серьезному польскому юристу подготовить изменения в существующие соглашения ЕС. О том, действительно ли ЕС нуждается в коренных изменениях и какая роль в этом процессе должна быть отведена Польше, в эфире Польского радио дискутировали евродепутаты от «Права и справедливости» и «Польской крестьянской партии» Збигнев Кузьмюк и Кшиштоф Хетман.
Збигнев Кузьмюк считает естественным желание Польши принять участие в реформировании ЕС:
«Речь идет о том, чтобы Польша также могла что-то предложить в сложившейся ситуации. Конечно же, у нас есть свои идеи, на данном этапе Польша является председателем Вышеградской группы. В связи с этим, это могут быть предложения, разработанные в рамках Польши, Венгрии, Словакии и Чехии или даже всех государств Центрально-Восточной Европы. Нужно помнить о том, что, по большому счету, уже положено начало двум процессам. Первый – это процесс переговоров с Великобританией о ее выходе из ЕС, а также отношениях с этим государством опосля. Все-таки это пятая по счету самая масштабная экономика в мире и вторая в Европе. Я надеюсь, что та фрустрация, которая появилась в среде европейской элиты, уйдет в прошлое и начнется процесс рационального мышления. Потому что речь идет о больших потерях, которые могут понести обе стороны и сейчас важно сделать все так, чтобы отделаться, что называется, малой кровью. Этот процесс идет в связке с необходимостью проведения реформ. Заявление лидера партии «Право и справедливость» Ярослава Качинского вполне естественно – Польша как большая страна и как лидер Центрально-Восточной Европы в определенный момент должна внести свои предложения по реформированию Европейского союза, которые бы, с одной стороны, подчеркивали необходимость интеграции, а с другой стороны – некой пластичности».
Кшиштоф Хетман согласен с тем, что ЕС нуждается в изменениях, но не на уровне основных соглашений:
«Я согласен с тем, что ЕС нуждается в переменах и дискуссия по этому вопросу имеет право быть, однако я не считаю, что сейчас подходящее время для того, чтобы вносить изменения в тот самый договор о ЕС, учитывая хотя бы тот факт, что мы имеем дело с огромной проблемой, которой является выход Великобритании из ЕС. Да, существует много способов изменить Европейский союз и это нужно делать, чтобы этот эксперимент продолжал себя оправдывать. Ведь, по большому счету, ЕС – это и есть эксперимент. Но, опять же, для этого не обязательно прямо сейчас менять первоначальные соглашения».
Збигнев Кузьмюк перечисляет достоинства ЕС, но и констатирует недостатки, которые, по его мнению, могут повлечь повторения британского сценария:
«Никто не оспорит тот факт, что огромным достижением ЕС являются четыре свободы, то есть свободный оборот товаров, услуг, капитала и людей. И это нужно беречь как большое достижение ЕС и развивать и углублять интеграцию в рамках этих четырех свобод. То же самое касается и общей агрополитики и политики сплочения. Тем не менее, во многих сферах ЕС тяжело назвать эффективным. И именно в этих сферах должны быть установлены определенные ограничения. Мне кажется естественным в случае выхода второй экономики из ЕС задуматься и начать обсуждать возможные реформы во избежание очередных «экситов». Нам известно, какие настроения царят в Австрии, Франции, Нидерландах и Дании. И, если ответом на эти настроения станет политика более плотной интеграции, то, боюсь, что в будущем нам не избежать сценариев, подобных британскому».
Кшиштоф Хетман, тем не менее, считает, что прежде чем начать глубинные реформы, стоит справиться с насущными проблемами в лице выхода Великобритании из ЕС:
«Мы нуждаемся в очень прагматичном и спокойном подходе. Мы имеем дело с исключительной ситуацией, если говорить о Великобритании. Здесь все, как в обычном разводе супругов: если все пройдет быстро и на рациональных основаниях, у всех все будет хорошо. Закончим с этим, и тогда уже можно будет приступать к серьезной дискуссии о будущем Европейского Союза. Никто ничего не имеет против».
pr3/aj