Масштаб информационной войны, которую спустя два года после аннексии Крыма и агрессии на востоке Украины ведет Кремль против Запада, вызвал реакцию не только отдельных европейских государств, но также организаций, таких как Европейский Союз и Североатлантический Альянс. Разнородность используемых Кремлем инструментов требует комплексного ответа, - такой вывод сделали участники дискуссии под названием «Российская пропаганда в отношении ЕС и государств-членов. Возможности противодействия», организованной в польском Бюро информации Европейского парламента. Исходной точкой дискуссии был документальный фильм «The Master Plan. Невидимая война России за влияние в Европе» латышского режиссера Инги Спринге. В дискуссии приняла участие экс-министр иностранных дел Польши Анна Фотыга – в настоящее время депутат Европейского парламента, председатель Комиссии безопасности и обороны, автор отчета о стратегии ЕС по противодействию враждебной пропаганде с внешней стороны.
- Анна Фотыга считает, что Кремль ведет пропаганду очень искусно, часто замаскированно. И в этом большая опасность:
Анна Фотыга: «Мы имеем дело с чрезвычайно разнобразным воздействием и использованием этих инструментов на территории Российской Федерации. Большинство СМИ уже находится под контролем Кремля. В фильме «The Master Plan» речь шла о том, что журналисты таких порталов как «Lenta.ru» вынуждены работать в других государствах и оттуда следить за событиями. Это говорит о том, что ситуация объективных журналистов и свободы слова в России очень сложная. Мы в Европейском парламенте поддерживаем российскую оппозицию, встречаемся с ее представителями. Нам хотелось бы, чтобы Россия стала партнером, достойным доверия, и понимаем, что для этого необходимо вести диалог с российской общественностью. И стараемся это делать. Одновременно укрепляем в европейских структурах бдительность в отношении вредоносного воздействия со стороны так называемых «третьих лиц»».
- На вопрос о главных способах противодействия, евродепутат ответила:
Анна Фотыга: «Информация и еще раз информация. Я думаю, что мы должны говорить о хорошем качестве журналистики, говорить о положительной практике. Очень важно, что депутаты поднимают эту тему. Но говоря о необходимости расширения хорошией практики, мы одновременно должны выявлять и сигнализировать случаи искажения фактов, манипуляции, а особенно замаскированной пропаганды, которые Кремль пытается преподносить в общественных СМИ».
- Представительница фонда «Открытый диалог» Людмила Козловская, кстати, изучающая сферы и масштаб российского влияния в странах Центральной и Восточной Европы, призналась, что предпочитает определение не «российская», а «кремлевская» пропаганда. И видит ее принципиальные отличия от старой советской. И еще Людмила считает, что борьбу с кремлевской пропагандой как элементом информационной войны нельзя вести без самих россиян. И речь идет не только об оппозиции...
Высказывания Людмилы Козловской на русском языке слушайте в аудиофайле!
Материал подготовила Ирина Завиша