Logo Polskiego Radia
Print

Понять лучше Россию

PR dla Zagranicy
Natalia Woroszylska 27.07.2016 17:00
  • 0727 Ежи Бар.mp3
"Полюбить страну можно, когда ты ее лучше поймешь", - говорил в интервью Ежи Бар. Мы вспоминаем выдающегося польского дипломата.
polskieradio.plpolskieradio.pl

«Ежи Бар является хорошим лицом польской дипломатии III Речи Посполитой», т.е. независимой Польши после 89 г. – так написал во вступлении к книге-объемному интервью с Баром озаглавленной «Посол» Адам Даниэль Ротфельд, также выдающийся дипломат, б. министр иностранных дел Польши. К сожалению, это предложение надо уже писать в прошедшем времени. Ежи Бар скончался 25 июля в Кракове после длительной и тяжелой болезни на 72 году жизни. Наряду с дипломатическими должностями в его биографии следует упомянуть также пост главы Бюро национальной безопасности Польши.

Очередные главы польской дипломатии, – пишет Ротфельд, – назначали Бара на должности главы дипломатических представительств в Калининграде, Киеве, Вильнюсе, Москве и Ашхабаде, зная, что имеют дело с личностью самых высоких профессиональных и нравственных квалификаций. И никогда не разочаровались.

Польша потеряла человека, который понимал события, просходившие за восточной границей страны, лучше других, сказал историк и дипломат Павел Добровольский. Он обратил внимание на такие черты характера Ежи Бара, как порядочность и прозорливость.

«Это создавало его силу. Потому что он был замечательным собеседником для своих партнеров в Литве, Украине России, т.е. там где работал - это был круг его интересов».

Как замечательного дипломата и отважного человека Ежи Бара вспоминает также бывший замминистра иностранных дел Польши и публицист Павел Коваль

«Он сумел противостоять коммунистам во время военного положения. Тогда он стал одним из немногочисленных дипломатов, которые в знак протеста отказались от дипломатической карьеры. Позднее, в свободной Польше, когда он вернулся из эмиграции, он работал, можно сказать, во всех ключевых дипломатических представительствах за восточной границей Польши: был послом в России, на Украине и в Литве, генеральным консулом в Калининграде»,

Есть и у меня свое воспоминание о Ежи Баре, которого я имела честь знать и встречаться с ним. Одна из этих встреч состоялась в Москве, в резиденции посла. Мы (русская редакция) тогда делали цикл передач, озаглавленный вопросом из письма слушателя «А что для вас Россия?» Наша встреча продлилась 40 минут. Вот ее начало:

"Слава Богу, Россия – это такая страна, которая никого не оставляет без реакции. И каждый имеет ложное или более нормальное отношение и представление о России. Я не могу сказать, что Россию знаю хорошо. И вряд ли буду знать до конца моей здесь работы, потому что она действительно гигантская и чем дольше здесь сидишь, тем выразительнее это чувствуется. И это пространство России является какой-то чертой характера, такой, которая определяет в какой-то степени эту страну. Но могу начать с этого, чем для меня Россия не является. Хотелось бы сказать, что уже с молодости мне было отвратительно это, что сказал Тютчев по поводу России, на которую надо смотреть, имея в виду эту его знаменитую цитату, на коленях. Но на коленях – мне это не нравилось никогда. Потому что, когда ты на коленях, тогда ты не увидишь того, что дальше. И поэтому, независимо от того, что Россия никогда не являлась самым центром моего интереса, так как я занимался прежде всего Центральной или Центрально-Восточной Европой, но, конечно, этот фон, Россия, он всегда там был. И я интересовался, меня очень занимало всегда, просто, чтобы понять. Полюбить страну можно, по-моему, тогда, когда ты ее лучше поймешь, а не потому что, скажем, каждый должен ее любить. Так что этот процесс углубления моих знаний про Россию только начался".

Когда я отключила микрофон, господин посол попросил, чтобы я передала тому слушателю, который когда-то прислал нам столь эмоциональное письмо с вопросом «А что для вас Россия?», его благодарность за то, что сложные проблемы польско-российских отношений являются для него такими важными, за то, что занимают его сердце и мысли.

Польская восточная политика понесла огромную потерю.

Наталья Ворошильская

Copyright © Polskie Radio S.A О нас Контакты